РЕШЕНИЯ XXVII Съезда АККОР 12 февраля 2016 г. г. Москва

Уважаемые коллеги, многое из того, о чём мы говорили на XXVII съезде АККОР, вошло в итоговую редакцию. Спасибо всем, кто принимал участие в работе.

А.А. Конашенков

 

РЕШЕНИЕ XXVII Съезда АККОР «О корректировке Позиции АККОР по актуальным вопросам аграрной
политики и развитию семейных фермерских хозяйств на 2016 год»

Заслушав доклад Председателя Совета АККОР В.В.Телегина, выступления

делегатов и участников, cъезд отмечает, что вопросы и проблемы развития АПК,

фермерского уклада и сельских территорий в связи с колебаниями экономической и

социальной обстановки постоянно находятся в центре внимания руководящих

органов Ассоциации и ее структур.

Съезд отмечает, что за отчетный год ряд пунктов и предложений АККОР,

сформулированных в предыдущих документах, были реализованы или находятся в

стадии реализации, что нашло отражение в предлагаемых поправках в Позицию

АККОР. Изменения и дополнения, вносимые в Позицию АККОР, учитывают также

вновь возникшие проблемы функционирования фермерского сектора и актуальные

вопросы аграрной отрасли в современных условиях.

В соответствии с вышеизложенным

СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Утвердить Позицию АККОР на 2016 год с учетом изменений и дополнений

(прилагаются).

  1. Руководящим органам и региональным организациям АККОР строить текущую

работу в соответствии с положениями Позиции АККОР.

  1. Руководству Ассоциации направить скорректированную Позицию АККОР в

федеральные и региональные органы власти РФ.

  1. Руководству Ассоциации и руководителям ее региональных организаций в

постоянном режиме осуществлять, в том числе через СМИ, работу по

информированию структур государственной власти, органов местного

самоуправления и общественности о смысле и характере положений Позиции.

  1. Включать в повестку дня общих собраний районных, съездов и конференций

региональных организаций и вопрос о Позиции АККОР для обсуждения хода

ее реализации, выработки изменений, дополнений и направлять свои

предложения в аппарат АККОР.

Сопредседатель съезда В.Н. Плотников

Сопредседатель съезда В.В. Телегин

Секретарь съезда М.А. Анисимова

 

Изменения и дополнения в Позицию АККОР по актуальным вопросам

аграрной политики и развитию семейных фермерских хозяйств

Предлагается внести следующие изменения и дополнения в Позицию АККОР:

  1. В абзаце 3 преамбулы слова «более 216 тыс. крестьянских хозяйств» заменить

словами «более 215 тыс. крестьянских хозяйств».

  1. Абзац 8 преамбулы после слов «составляет 23,7 %.» дополнить словами «Только

с 2010 по 2015 годы количество сельских школ сократилось более чем на

45%, больниц — на 22%, клубов и домов культуры — на 10%».

  1. В пункте 1.17 слова «, вплоть до введения экспортной пошлины на

Минудобрения» заменить словами «Ввести экспортную пошлину на минеральные

удобрения в размере до 15 %».

  1. Пункт 1.22 дополнить предложением следующего содержания:

«Декапитализировать в 2016 году АО «Росагролизинг» в целях увеличения

объемов финансирования программы обновления техники и обеспечения

убойными цехами малой мощности сельхозтоваропроизводителей и

сельскохозяйственных потребительских кооперативов».

  1. Дополнить раздел 1 пунктом следующего содержания: «Не допустить включения

в план приватизации компаний с государственным участием: АО

«Россельхозбанк», АО «Росагролизинг», являющихся основными финансовыми

институтами АПК».

  1. Дополнить раздел 1 пунктом следующего содержания: «Отменить акцизы на

бензин и дизтопливо для сельскохозяйственных товаропроизводителей».

  1. Дополнить раздел 1 пунктом следующего содержания: «Внести изменения в

ОКВЭД, в части отнесения деятельности по производству биогумуса и других

органических удобрений к органическому производству по деятельности в сфере

сельского хозяйства, а не к химическому производству».

  1. 8. Дополнить раздел 1 пунктом следующего содержания: «Внести изменения в

Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. №1291

(ред. от 11.12.2015 г.) «Об утилизационном сборе в отношении колесных

транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты

Правительства Российской Федерации» и Постановление Правительства

Российской Федерации от 06.02.2016 г. №81 «Об утилизационном сборе в

отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в

некоторые акты Правительства Российской Федерации», в части значительного

снижения коэффициентов расчета суммы утилизационного сбора для

сельскохозяйственной техники».

  1. Дополнить раздел 1 пунктом следующего содержания: «Исключить из перечня

лицензирования отходов по навозу и помету микропредприятия с общегодовой

выручкой до 120 млн. рублей».

  1. Дополнить раздел 1 пунктом следующего содержания: «Внести изменения в

соответствующие нормативно правовые акты, предусматривающие возможность

в целях повышения доходности предоставлять в аренду или в собственность КФХ

земельные участки, занятые лесами, а также не допускающие перераспределение

земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесами, исключив их

возможный перевод в земли лесного фонда».

  1. Дополнить раздел 1 пунктом следующего содержания: «Внести изменения в

Приказ Минсельхоза России от 24.07.2015 г. №318 «Об утверждении Порядка

конкурсного отбора инвестиционных проектов, направленных на строительство и

(или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса, реализуемых на

территории субъектов Российской Федерации», предусматривающие

значительное снижение требований, предъявляемых к субъектам по

инвестиционному проекту. В частности, в разделе 4 необходимо снизить

параметры в отношении картофелехранилищ, овощехранилищ, плодохранилищ

по площади заложенного сада, мощности единовременного хранения, по площади

тепличных комплексов. Соответственно необходимо снизить параметры объемов

производства по перечисленным культурам, критерии по животноводческим

комплексам и оптово-распределительным центрам, в частности:

В отношении плодохранилищ

п.4.1.1, наличие заложенного собственного (арендуемого) сада — «не менее 10 га»

заменить на «не менее 3 га»;

п.4.1.3, мощность единовременного хранения — «не менее 500 тонн» заменить на

«не менее 100 тонн»;

В отношении картофелехранилищ и овощехранилищ

п.4.2.1, наличие площадей под картофелем — «не менее 50 га» заменить на «не

менее 20 га»;

п.4.2.2. объем производства картофеля за год — «не менее 1000 тонн» заменить на

«не менее 500 тонн»;

п.4.2.3. наличие площадей под овощными культурами — «не менее 50 га» заменить

на «не менее 10 га»;

п.4.2.4. объем производства овощных культур за год — «не менее 2000 тонн»

заменить на «не менее 500 тонн»;

п.4.2.6. мощность единовременного хранения — «не менее 1000 тонн» заменить на

«не менее 300 тонн»;

В отношении тепличных комплексов

п.4.3.1, минимальная площадь — «не менее 3 га» заменить на «не менее 1 га»;

В отношении молочных ферм

п.4.4.1, в части создания — численность коров: абзац 1 «400 и более» заменить на

«50 и более»;

п.4.4.1, для районов Крайнего Севера, численность коров — абзац 2 «100 и более»

заменить на «25 и более»;

2

п.4.4.2, в части модернизации — численность — абзац 1 «200 и более» заменить на

«50 и более»;

п.4.4.2. для районов Крайнего Севера, численность — абзац 2 «100 и более»

заменить на «25 и более»;

В отношении селекционно-семеноводческих центров

п.4.9.1, для базового центра семеноводства картофеля «40-50» заменить на «10 и

более» микрорастений т-уйго , «250-300» заменить на «50 и более» миниклубней,

«70-80» заменить на «25 и более» 1 поколения из миниклубней, «500-600»

заменить на «200 и более» супер-супер элиты;

п.4.9.2. для семеноводческого центра элитного семеноводства картофеля «не

менее 500 тонн» заменить на «не менее 200 тонн» суперэлиты, «не менее 2тыс.

тонн» заменить на «не менее 1000 тонн» элиты;

п.4.9.3. по созданию сортов картофеля и производству оригинальных и элитных

семян картофеля — «2-10 тыс. тонн» заменить на «1 тыс. тонн и более»;

п.4.9.4, по производству семян родительских форм гибридов кукурузы — «200-250

тонн» заменить на «25 тонн и более»;

п.4.9.10, по производству семян овощных культур «5-50 тонн» заменить на «0,5

тонн и более»;

в отношении создания оптово-распределительных центров

п.4.11.1.1. мощность единовременного хранения «не менее 30 000 тонн» заменить

на «не менее 5 000 тонн».

12.Дополнить раздел 2 пунктом следующего содержания: «Пересмотреть целевые

показатели Стратегии устойчивого развития сельских территорий на период до

2030 года в части увеличения прогнозируемой численности сельского населения

до 40 млн. человек, восстановления количества сельских населенных пунктов до

155 тысяч, увеличения занятости сельского населения до 80% за счет

стимулирования увеличения количества фермерских хозяйств до 1,2 млн».

  1. Дополнить раздел 2 пунктом следующего содержания: «Включить в критерии

оценки губернаторов — показатели по динамике количества сельских жителей,

проживающих в субъектах РФ, количества сельских населенных пунктов,

количества субъектов малого предпринимательства, охвату малых форм

хозяйствования сельскохозяйственными потребительскими кооперативами».

  1. В связи с частичной реализацией пункт 3.3. объединить с пунктом 3.4. и

изложить в следующей редакции: «3.3. Принять проект федерального закона №

560283-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации,

Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»,

касающийся обязанности собственников земель сельскохозяйственного

назначения — юридических лиц, раскрывать информацию о конечных

бенефициарах (учредителях, акционерах и т.д.) — физических лицах, а также

ограничения площади одного землевладения в пределах одного муниципального

района максимальным размером, равным не более чем 10 % общей площади

сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории».

  1. Дополнить раздел 3 пунктом следующего содержания: «Максимально

приблизить кадастровую стоимость земельного участка из земель

сельскохозяйственного назначения к текущей рыночной стоимости, в регионах,

где она значительно превышает рыночную».

  1. Пункт 3.11. изложить в следующей редакции: «Внести изменения в

Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования

рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020

годы, в части выделения в подпрограмме «Развитие подотрасли растениеводства,

переработки и государственной реализации продукции растениеводства»

мероприятия по субсидированию затрат сельхозтоваропроизводителей по

освоению и вводу в оборот земель, выбывших из сельскохозяйственного оборота

(залежных земель)».

  1. Дополнить раздел 5 пунктом следующего содержания: «Включить в государственную программу мероприятие по оказанию поддержки фермерам и

другим сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим

деятельность на высокогорных пастбищах».

  1. Дополнить раздел 5 пунктом следующего содержания: «Установить трехлетний

срок субсидирования пролонгированных кредитов на проведение сезонных работ

в субъектах, в которых вводился режим ЧС, начиная с 2014 года».

  1. Дополнить раздел 5 пунктом следующего содержания: «Определить несвязанную

поддержку на гектар, как основной вид поддержки, значительно увеличить объем

финансирования и определить на федеральном уровне исчерпывающий перечень

документов, представляемых сельхозтоваропроизводителем для получения

данной поддержки, ограничив его двумя документами: заявление и справка-

расчет».

  1. Дополнить раздел 5 пунктом следующего содержания: «Распространить

субсидирование расходов по реализации инвестиционных проектов на

реконструкцию существующих объектов».

  1. Дополнить раздел 5 пунктом следующего содержания: «Выделить средства

государственной поддержки на субсидирование расходов

сельльхозтоваропроизводителей по диагностике и ликвидации лейкоза, включая

затраты на лабораторные исследования. Предусмотреть государственную

поддержку сельхозпроизводителей, осуществляющих замену неблагополучного

поголовья на здоровое».

  1. Дополнить раздел 5 пунктом следующего содержания: «Предусмотреть

выделение отдельного направления государственной поддержки в рамках

подпрограммы Поддержка малых форм хозяйствования, предполагающего

поддержку фермеров, осуществляющих процесс интеграции и кооперации ЛПХ в

части их производственно-хозяйственного обслуживания в размере 50 000

рублей».

  1. Дополнить раздел 5 пунктом следующего содержания: «Разработать механизмы

доведения государственной поддержки до ЛПХ через сельскохозяйственные

потребительские кооперативы, членами которых они являются».

  1. Пункт 7.10 — исключить как выполненный. В соответствии с Постановлением

Правительства РФ от 24.06.2015 г. №623 введены субсидии

сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-

технической базы.

  1. Дополнить раздел 7 пунктом следующего содержания: «Внести изменение в

Госпрограмму в части реализации мероприятий по ОРЦ, предполагающее

постановку в качестве приоритетной задачи создания низовых сельских,

районных ОРЦ, в том числе и на базе сельскохозяйственных потребительских

кооперативов, которые будут вплотную приближены к

сельхозтоваропроизводителям. Размер государственной поддержки для таких

ОРЦ целесообразно увеличить с 20 до 40% от объема финансирования проекта».

  1. В связи с частичной реализацией пункт 7.13. изложить в следующей редакции:

«Увеличить объемы и расширить направления государственной поддержки

сельскохозяйственных потребительских кооперативов, предусмотрев, в том числе

поддержку сельскохозяйственных кредитных, обслуживающих, торговых,

перерабатывающих кооперативов, МТС и строительство кооперативной

инфраструктуры. Предусмотреть ежегодное выделение средств из федерального

бюджета на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских

кооперативов в размере 10 млрд. руб».

  1. Дополнить раздел 7 пунктом следующего содержания: «Внести уточнения в

часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в части возможности

осуществления кооперативных выплат и дивидендов сельскохозяйственными

потребительскими кооперативами своим членам, как это предусмотрено

Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации».

  1. Дополнить раздел 7 пунктом следующего содержания: «В программе поддержки

сельскохозяйственной потребительской кооперации предусмотреть в качестве

софинансирования по гранту имущество кооператива, которое будет

использовано при освоении средств гранта и стоящее на балансе СПК.»

  1. Изменить нумерацию пунктов в соответствии с исключенными и добавленными

пунктами.

 

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств

и сельскохозяйственных кооперативов России

РЕШЕНИЕ XXVII Съезда АККОР

12 февраля 2016 г. Москва

«О работе руководящих органов АККОР за период с 12.02.2015 г. по 11.02.2016 г.»

Заслушав и обсудив доклад Президента АККОР В.Н.Плотникова, отчет ревизионной

комиссии за 2015 г. и выступления делегатов и участников, а также рассмотрев информацию о

проделанной работе за отчетный период, съезд отмечает, что руководящими органами

Ассоциации проведена определенная работа по реализации решений предыдущих съездов,

выполнению уставных требований и Позиции АККОР по актуальным вопросам аграрной

политики и развитию семейных фермерских хозяйств.

За истекший период велась работа по укреплению членской базы АККОР. В результате ее

общая численность выросла более чем на 1400 членов. Наибольших результатов добились

региональные организации Ставропольского, Краснодарского и Забайкальского краев,

Республики Кабардино-Балкария, Волгоградской и Челябинской областей и Ханты-

Мансийского автономного округа — Югры. В состав Ассоциации принят Союз крестьянских

(фермерских) и личных подсобных хозяйств Ивановской области.

Продолжилась реализация совместной программы с АО «Росагролизинг» по

предоставлению сельхозтехники для фермеров — членов АККОР на льготных условиях. В

программе принимали участие 21 фермерская организация. Было поставлено 124 единицы

сельскохозяйственной техники без первоначального взноса, залога и с отсрочкой первого

платежа на полгода.

В рамках взаимодействия АККОР и АО «Россельхозбанк» создана рабочая группа, на

которой рассматривались вопросы, связанные с развитием сотрудничества банка с

Ассоциацией. Результатом работы стало расширение линейки банковских продуктов,

реструктуризация кредитных обязательств КФХ – членов АККОР.

В соответствии с решением предыдущего съезда был создан и начал работу Молочный

клуб АККОР. Проведены рабочие семинары в Тверской и Калужской областях, еженедельно

выпускается дайджест по молочному животноводству.

Представители АККОР активно участвовали в региональных выборах всех уровней,

состоявшихся в сентябре 2015 года. По итогам выборов 1750 фермеров, из которых более 70%

были выдвинуты по спискам партии «Единая Россия», стали депутатами различных уровней,

главами сельских поселений и районных администраций, что почти в 2 раза больше, чем в 2014 году.

Руководство АККОР и региональных организаций принимало активное участие в работе

руководящих органов партии «Единая Россия», в мероприятиях, проводимых партией, в

реализации партийного проекта «Российское село».

Активизировалась работа с Общественной палатой РФ и Общероссийским Народным

Фронтом по решению актуальных вопросов сельскохозяйственной отрасли и социального

развития села. В рамках взаимодействия с ОНФ регулярно проводился мониторинг по

проблемным вопросам сельского хозяйства, на совместных заседаниях и круглых столах

обсуждались вопросы доступности кредитных ресурсов, развития молочной отрасли, земельных проблем.

Общественной палатой РФ в марте прошедшего года проведены слушания по теме:

«Устойчивое развитие сельских территорий – стратегическая цель государственной политики», в ноябре состоялся форум активных граждан «Сообщество», в которых представители АККОР приняли активное участие и внесли свои предложения в резолюции мероприятий и в итоговый доклад Президенту РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2015 год».

За отчетный период организован и проведен ряд важнейших мероприятий: в мае

состоялось заседание Совета АККОР, в рамках IV Открытого чемпионата России по пахоте.

Помимо состязаний прошла конференция «Повышение эффективности малых форм

хозяйствования в агропромышленном комплексе». 125 представителей АККОР приняли участие в работе III Всероссийского съезда сельских кооперативов, который прошел в августе в Санкт-Петербурге. АККОР совместно с Минсельхозом России в рамках съезда провели секцию «Сельскохозяйственная кооперация в условиях импортозамещения». По итогам работы съезда в резолюцию внесены предложения, прозвучавшие на пленарном заседании и заседаниях секций.

В ноябре по инициативе Ассоциации, совместно с Минсельхозом РФ и ведущими аграрными

научными организациями проведена научно-практическая конференция «Совершенствование

экономического механизма в обеспечении доходности сельскохозяйственных производителей»,по итогам которой издана брошюра.

Активизирована работа с Фондом развития сельской кредитной кооперации,

направленная на восстановление положительных тенденций в микрокредитовании

сельскохозяйственного малого агробизнеса. Создана рабочая группа, нацеленная на более

тесное взаимодействие фермерских и кредитно-кооперативных объединений в регионах по

защите своих интересов и выработке новых вариантов взаимодействия.

Общероссийским общественным движением сельских женщин России организован и

проведен II Форум сельских женщин, приуроченный к Всемирному дню сельских женщин. В

Ленинградской области в музее-усадьбе «Приютино» при участии ДСЖС прошел Фестиваль

национальных культур, в котором принимали участие многодетные семьи.

Постоянно осуществлялась популяризация идей фермерства в СМИ в целях содействия

количественному и качественному росту семейных фермерских хозяйств в стране.

Руководством АККОР, региональных организаций, фермерами были даны многочисленные

интервью телевизионным каналам «Первый», «Россия 1», «НТВ», «Общественное телевидение России», «Агро-ТВ», газетам «Сельская жизнь», «Крестьянин», журналу «Продовольственная безопасность», различным интернет-порталам, радиопрограммам по вопросам и проблемам АПК и фермерства. Интервью, аналитические материалы, статьи регулярно размещались на сайте АККОР.

Осуществлялось взаимодействие с Министерством сельского хозяйства Российской

Федерации. Так, 7 октября 2015 г. проведена встреча актива АККОР с Министром сельского

хозяйства РФ А.Н.Ткачевым по проблемам развития аграрной отрасли, реализации целевых

программ поддержки начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм и др. По

итогам встречи министром даны поручения в части подписания Соглашения между

Министерством сельского хозяйства РФ и АККОР по увеличению суммы гранта на вновь

образуемые фермерские хозяйства молочного направления и изменению условий к получателю гранта по количеству рабочих мест и другим вопросам.

По предложениям АККОР при поддержке бизнес-омбудсмена Б.Ю. Титова Генеральной

прокуратурой России из планов проверок в период посевных и уборочных работ на 2015 год

исключены более 11 тысяч сельскохозяйственных товаропроизводителей — субъектов малого

предпринимательства.

Заместителем Председателя Правительства РФ А.В. Дворковичем по предложениям

АККОР были даны Поручения от 5.10.2015 г. №АД-П11-6761 и от 8.10.2015 г. № АД-П11-6854, касающиеся сельскохозяйственной сферы. В настоящее время проводится работа по

выполнению данных поручений.

Съезд отмечает наличие проблем, которые требуют принятия решений и усиления работы

со стороны фермерского движения и государственных органов.

Хронически «больны» и практически не взаимодействуют с АККОР региональные

организации Республики Карелия, Белгородской, Иркутской, Калининградской, Рязанской

областей, что требует сосредоточить внимание на деятельности данных организаций.

Ухудшается ситуация в сфере сельскохозяйственной потребительской кредитной

кооперации. Идет сокращение портфеля займов, банкротство и закрытие кооперативов,

отмечается усиление административного давления на их деятельность.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации уделяют

недостаточное внимание реализации мероприятий, в части господдержки малого и среднего

предпринимательства, по линии Минэкономразвития России — лишь 1% проектов реализуются в области АПК.

Предложения АККОР, других отраслевых союзов и ассоциаций в государственных

органах рассматриваются избирательно, как правило, игнорируются, что приводит к

ущемлению и значительному ограничению прав малых форм хозяйствования и росту

административных барьеров.

СЪЕЗД РЕШИЛ:

  1. Принять к сведению информацию Президента АККОР В.Н.Плотникова и отчет о

деятельности Ассоциации за период с 12.02.2015 г. по 11.02.2016 г.

  1. Утвердить доклад Ревизионной комиссии АККОР о доходах и расходах Ассоциации за 2015

год (прилагается).

  1. Утвердить решения Совета АККОР от 22.05.2015 г. о приеме Ассоциации Ивановской

области.

  1. Поручить Рабочей группе по доработке Позиции АККОР и аппарату АККОР

актуализировать Программу-Манифест АККОР с учетом изменений в аграрной сфере и

социально-экономическом развитии села за минувшее десятилетие и подготовить проект

изменений, дополнений для рассмотрения на очередном съезде АККОР.

  1. Совету АККОР проработать в 2016 году вопрос по совершенствованию порядка и размеров

уплаты членских взносов в федеральную организацию и внести предложения для

рассмотрения на очередном съезде АККОР.

  1. Рекомендовать руководству АККОР усилить совместную работу с Минсельхозом России по

разработке предложений и совершенствованию нормативно-правового обеспечения

деятельности малых форм в сельском хозяйстве, в рамках заключенного Соглашения.

Рекомендовать руководителям региональных организаций Ассоциации активизировать

проработку вопросов по заключению подобных соглашений с региональными органами

управления АПК.

  1. Поручить руководству АККОР обратиться в Минсельхоз России, Минэкономразвития

России, Корпорацию «МСП» и другие ведущие министерства и ведомства и общественные

объединения с предложениями по активизации совместной работы, направленной на

устранение административных барьеров, решение земельных вопросов, улучшение

доступности кредитования, решение вопросов сбыта продукции, развитие

сельскохозяйственной кооперации, информационно-консультационное обслуживание малых

форм хозяйствования.

  1. Руководству АККОР поддержать деятельность Фонда содействия развитию сельского

хозяйства по обеспечению всех КФХ страны широкополосным доступом к сети Интернет,

повышению компьютерной и финансовой грамотности фермеров.

  1. Рекомендовать региональным организациям активизировать работу:

— по привлечению в члены Ассоциации начинающих фермеров, ЛПХ и других малых форм

хозяйствования;

— по участию фермеров в Молочном клубе АККОР и формированию соответствующих

региональных структур;

— по разработке и реализации региональных целевых программ по сельскохозяйственной

потребительской кооперации.

Сопредседатель съезда В.Н. Плотников

Сопредседатель съезда В.В. Телегин

Секретарь съезда М.А. Анисимова_

 

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств

и сельскохозяйственных кооперативов России

РЕШЕНИЕ XXVII Съезда АККОР

12 февраля 2016 г. Москва

«Роль фермеров в увеличении сельскохозяйственного производства

и развитии сельских территорий»

Заслушав и обсудив доклад Президента АККОР В.Н.Плотникова, выступления

делегатов и участников, съезд отмечает увеличение вклада фермеров в

продовольственное обеспечение страны.

В сложных экономических условиях 2015 года произведено 27,5 млн. тонн зерна,

что на 900 тыс. тонн больше урожая 2014 года, 2,4 млн. тонн овощей и 2,9 млн. тонн

картофеля, или рост составил 300 и 500 тыс. тонн соответственно. Производство

сахарной свеклы составило 4,1 млн. тонн, что выше показателей 2014 года на 600 тысяч

тонн; подсолнечника произвели 2,7 млн. тонн, что на 100 тысяч тонн больше

прошлогодних показателей. Продолжается устойчивый рост производства

животноводческой продукции и поголовья скота. В 2015 году надои молока в

фермерском секторе выросли с 2014 года на 6,1%, скота и птицы на убой в живом весе

на 4,6%, производство яиц увеличилось на 17,5%. Фермеры заложили фундамент роста

производства животноводческой продукции на текущий и последующие годы.

Поголовье КРС выросло на 71 тыс. голов, в том числе на 35 тыс. коров. Рост поголовья

птицы составил 112,4%. В целом производство продукции фермерского сектора в

денежном выражении увеличилось на 27 %, а в сопоставимых ценах — на 8%.

Важное значение в увеличении производственных показателей фермеров и

развитии сельских территорий приобретают целевые государственные программы

развития КФХ. Их финансирование из федерального бюджета в 2015 году выросло

более чем на 3 млрд. рублей. Гранты получили 3,5 тыс. начинающих фермеров, из

которых около 70% — выходцы из ЛПХ. Гранты на создание семейных

животноводческих ферм получили в прошлом году 952 фермерских хозяйства.

Реализация данных программ позволила дополнительно создать около 10 тысяч рабочих

мест на селе.

Очевидно, что фермерский сектор имеет большие резервы роста, однако имеются

серьезные проблемы, сдерживающие его развитие, что усугубляется общей

экономической ситуацией в стране. В результате за последние 4 года численность КФХ

сократилась на 93 тысячи хозяйств, многие из которых были вынуждены уйти в ЛПХ.

АККОР был проведен опрос фермеров различных регионов по оценке существующих условий предпринимательской деятельности в 2015 году и прогнозе на 2016 год. Съезд отмечает, что основными проблемами, ситуация по которым осталась неизменной либо ухудшилась, по результатам опроса, являются: рост цен естественных монополистов и цен на ГСМ (97%/91%), рост административных барьеров (93%/77%), недоступность кредитных ресурсов (93%/81 %), снижение доходов и рентабельности (69%/77%), проблемы сбыта сельскохозяйственной продукции (68%/65%), недоступность государственной поддержки (73%/85%).

Фермерское сообщество неоднократно заявляло о сдерживающих факторах

развития и предлагало конкретные меры и механизмы их решения. Однако

государственные органы их зачастую просто игнорируют. Проблемы в земельных

отношениях, диспаритет цен на потребляемые ресурсы и производимую продукцию,

в налогообложении, кредитовании, сбыте сельхозпродукции, нарастающих

административных барьерах хронически не решаются и тормозят развитие фермерского

сектора, отрасли в целом и, самое главное, негативно влияют на положение дел в

сельской местности.

За последние 20 лет с карты России исчезло порядка 20 тысяч сельских населенных пунктов, 36 тысяч находятся в стадии умирания. В период с 2011 по 2014 годы

сельские территории 63 субъектов РФ лишились еще более 1 млн. жителей.

Одной из причин является ухудшение экономических условий для ведения малого

бизнеса в сельском хозяйстве, а также снижение уровня жизни в сельской местности.

Только с 2010 по 2015 годы количество сельских школ сократилось более чем на

45%, больниц — на 22%, клубов и домов культуры — на 10%.

Съезд особо отмечает, что в условиях экономического кризиса и ухудшения

внешнеполитических условий развитие фермерства в России является важным фактором

решения задач импортозамещения, обеспечения страны качественным и доступным

продовольствием, основой сохранения сельского населения, социально-экономического

развития сельских территорий.

Для реализации этого потенциала целесообразно внести соответствующие изменения в Государственную программу развития сельского хозяйства, другие целевые программы министерств и ведомств, в проект стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года, подготовить пакет приоритетных законопроектов.

Руководствуясь стратегическими интересами России, поставленными Президентом РФ В.В. Путиным задачами социально-экономического развития страны, нуждами и чаяниями российского крестьянства,

СЪЕЗД РЕШИЛ:

Рекомендовать Правительству РФ, Министерству сельского хозяйства РФ,

профильным министерствам и ведомствам, Государственной Думе и Совету Федерации

ФС РФ, региональным органам власти и органам местного самоуправления уделить

особое внимание развитию малых форм хозяйствования на селе и принять комплекс

первоочередных мер по следующим направлениям:

  1. Совершенствование общих условий функционирования в АПК

1.1. Использовать в работе материалы Научно-практической конференции

«Совершенствование экономического механизма в обеспечении доходности

сельскохозяйственных товаропроизводителей» от 27 ноября 2015 года, включающие

комплекс мер по решению стратегической задачи повышения доходности

сельскохозяйственных товаропроизводителей и доходов крестьянских семей.

1.2. Обеспечить подключение сельхозтоваропроизводителей к электрическим и газовым

сетям на бесплатной основе.

1.3. Установить тарифы на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей, как для

сельского населения.

1.4. Ввести экспортную пошлину на минеральные удобрения в размере до 15%.

1.5. Отменить экспортную пошлину на зерно.

1.6. Отменить акцизы на бензин и дизтоплово для сельхозтоваропроизводителей.

1.7.Установить трехлетний срок субсидирования пролонгированных кредитов на

проведение сезонных работ в субъектах, в которых вводился режим ЧС, начиная с 2014

года.

1.8.Исключить из перечня лицензирования отходов по навозу и помету

микропредприятия с общегодовой выручкой до 120 млн. рублей.

1.9.Перенести дату вступления в силу положения техрегламента Таможенного союза,

касающегося лейкоза коров и убоя скота на специализированных бойнях до декабря

2018 года.

1.10. Отменить нормы по оснащению транспортных средств сельскохозяйственных

товаропроизводителей тахографами.

1.11. Объявить мораторий до 2018 года включительно на введение всех новых мер

административного регулирования, усиливающих финансовую нагрузку на

сельхозпроизводителей.

  1. Совершенствование мер государственной поддержки

2.1 Определить несвязанную поддержку на гектар, как основной вид поддержки,

значительно увеличить объем финансирования и определить на федеральном уровне

исчерпывающий перечень документов, представляемых сельхозтоваропроизводителем

для получения данной поддержки, ограничив его двумя документами: заявление и

справка-расчет.

2.2.Внести изменения в приказ № 318 от 24.07.2015 в части снижения критериев отбора

инвестпроектов:

— по производству овощей закрытого грунта — до 1 га;

— по программе развития оптово-распределительных центров — до 5000 тонн, упростив

реализацию проектов малой мощности и снять условие по прохождению

государственной экспертизы;

— распространить субсидирование на инвестиционные проекты по созданию молочных

ферм от 100 до 400 коров на упрощенных условиях без прохождения госэкспертизы.

— распространить субсидирование инвестиционных проектов на реконструкцию

существующих объектов.

2.3.Выделить государственную поддержку по субсидированию расходов

сельльхозтоваропроизводителей по диагностике и ликвидации лейкоза, включая

затраты на лабораторные исследования. Предусмотреть государственную поддержку на

замену неблагополучного поголовья на здоровое.

2.4. Увеличить средства, выделяемые на подпрограмму «Поддержка малых форм

хозяйствования с учетом региональных заявок и удорожания сметной стоимости

проектов»:

— на поддержку начинающих фермеров — до 10 млрд. рублей;

— на развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ — до 10 млрд. рублей;

— на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов — до 10 млрд.

рублей.

2.5. Предусмотреть государственную поддержку из средств федерального бюджета на

голову скота для КФХ и ЛПХ.

2.6. В программе поддержки сельскохозяйственной потребительской кооперации

предусмотреть в качестве софинансирования по гранту имущество кооператива,

которое будет использовано при освоении средств гранта и стоящее на балансе СПК.

2.7 В программе поддержки начинающих фермеров на базе КФХ сократить требование

по количеству рабочих мест до 1.

2.8. Формировать конкурсные комиссии по реализации программ поддержки

начинающих фермеров, развитие семенных животноводческих ферм, развитие

сельскохозяйственной кооперации из представителей АККОР, представляющих

интересы малого предпринимательства на селе в размере не менее 50% состава.

Рекомендовать конкурсным комиссиям, при равном количестве баллов претендентов на

грант, преимущество отдавать детям фермеров и многодетным семьям.

2.9. В Государственной программе развития сельского хозяйства предусмотреть

выделение средств государственной поддержки на информационно-консультационное

обслуживание малых форм хозяйствования, включая создание и функционирование

информационно-консультационных центров, в том числе на базе региональных

организаций фермерского самоуправления.

2.10. Отказать в государственной поддержке и предоставлении земель в собственность

агрохолдингам, зарегистрированным в оффшорах — как иностранным предприятиям.

III. Поддержка личных подсобных хозяйств

В условиях финансово-экономического кризиса в России возрастает значение

ЛПХ как дополнительного или основного источника доходов крестьянских семей и

соответственно как важного фактора ослабления миграции сельского населения в

города. В связи с этим целесообразно оказывать прямую и опосредованную

государственную поддержку ЛПХ, в соответствии с ФЗ «О личном подсобном

хозяйстве»:

3.1. Рекомендовать государственном органам власти в первом полугодии 2016 года

провести обобщение опыта государственной поддержки ЛПХ в регионах и разработать

на его основе меры господдержки ЛПХ на федеральном и региональном уровне.

3.2. Предусмотреть выделение отдельного направления государственной поддержки в

рамках подпрограммы Поддержка малых форм хозяйствования на поддержку фермеров,

осуществляющих процесс интеграции и кооперации ЛПХ в части их производственнохозяйственного

обслуживания в размере 50 000 рублей.

3.3. Разработать механизмы доведения государственной поддержки до ЛПХ через

сельскохозяйственные потребительские кооперативы, членами которых они являются.

3.4. Минсельхозу РФ совместно с АККОР провести в рамках выставки «Золотой Осень»

в 2016 году круглый стол по вопросам взаимодействия, развития и поддержки личных

подсобных хозяйств.

  1. Улучшение доступа субъектов малого предпринимательства

к финансово-кредитным ресурсам

4.1. Центральному Банку РФ, коммерческим банкам, кредитующим АПК, Корпорации

«МСП» обеспечить доступность инвестиционных и краткосрочных кредитов для КФХ,

ЛПХ, СПК и других предприятий микробизнеса АПК. Выделить на эти цели лимиты в

размере не менее 30% от общего объема кредитования.

4.2. Снизить, начиная с 2016 года, процентную ставку по краткосрочным и

инвестиционным кредитам для сельскохозяйственных товаропроизводителей до 5%

годовых с учетом введения прямого субсидирования коммерческим банкам до начала

сезонно-полевых работ.

4.3. Рекомендовать Правительству РФ, Минэкономразвития России, Минсельхозу

России, региональным органам всемерно развивать институты финансирования

микробизнеса в АПК, включая сельскохозяйственные потребительские кредитные

кооперативы, региональные фонды развития малого и среднего предпринимательства. С

этой целью внести изменения в действующие Государственные программы в рамках

Минэкономразвития, Минсельхоза по выделяемым финансовым ресурсам на

обеспечение масштабного развития данного направления.

Создать фонд поддержки микробизнеса в АПК.

4.4. Декапитализировать в 2016 году АО «Росагролизинг» в целях увеличения объемов

реализации программы обновления техники и обеспечения убойными цехами малой

мощности сельхозтоваропроизводителей и сельскохозяйственных потребительских

кооперативов.

4.5. МСХ РФ совместно с АО «Росагролизинг» проработать вопрос по расширению

перечня сельскохозяйственной техники, включая оборудование по аквакультуре для

сельхозтоваропроизводителей, в том числе для КФХ, СХПК.

4.6. Не допустить включения в план приватизации компаний с государственным

участием: АО «Россельхозбанк», АО «Росагролизинг», являющихся основными

финансовыми институтами АПК.

  1. Улучшение доступа к земельным ресурсам субъектов малого

предпринимательства в АПК

5.1.Внести изменения в Земельный кодекс, предусмотрев предоставление в аренду

земельных участков из сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной

или муниципальной собственности крестьянским фермерским хозяйствам, имеющим

стаж работы на земле более 3 лет, а также начинающим фермерам без проведения

торгов на конкурсной основе.

5.2. Разрешить фермерам строительство жилых домов на собственном земельном

участке из земель сельскохозяйственного назначения.

5.3. Ограничить площадь одного землевладения, находящегося в одних руках, в размере

не более 10% от земель сельхозназначения муниципального образования.

5.4.В целях выработки консолидированных предложений государственных органов,

научных организаций, отраслевых союзов и ассоциаций по совершенствованию

земельных отношений в Российской Федерации АККОР выступить с инициативой

проведения Всероссийского форума по данной тематике в 2016 году.

5.5.Поддержать предложения Союза фермеров Крыма о приостановке продажи земель

сельхозназначения в Республике Крым на 5 лет с целью оформления земельных

участков в Государственном кадастре РФ и перезаключения договоров аренды между

сельхозтоваропроизводителями и владельцами земельных паев. Направить

соответствующее обращение в Государственную Думу ФС РФ и Правительство

Республики Крым.

  1. Совершенствование нормативно-правовой базы деятельности

малых форм хозяйствования

6.1.Внести изменения в Гражданский кодекс РФ. Федеральный закон «О крестьянском

(фермерском) хозяйстве в части возможности осуществления деятельности КФХ —

юридическим лицом с нуля, ограничения субсидиарной ответственности членов

хозяйств, регистрации КФХ по месту осуществления деятельности и др.

6.2.Распрространить патентную систему налогообложения на все виды

сельхоздеятельности.

6.3.Внести изменения в 123 статью Гражданского кодекса РФ, в части разрешения

распределения, прибыли между пайщикам сельскохозяйственных потребительских

кооперативов.

6.4.Внести изменения в соответствующие нормативно правовые акты, согласно которым

предусмотреть возможность КФХ в целях повышения доходности предоставлять в

аренду или в собственность земельные участки, занятые лесами, а также не допустить

перераспределение земель сельскохозяйственного назначения, занятых лесами,

исключив их возможный перевод в земли лесного фонда.

6.5. Внести изменения в приказ МСХ РФ № 431 от 17.11.2011, касающиеся

возможности приобретений статусов племзавода, племрепородуктора крестьянским

фермерским хозяйствам, зарегистрированным в качестве индивидуальных

предпринимателей.

6.6. Внести изменения в Налоговый кодекс РФ в части усовершенствования механизма

единого сельхозналога, предусматривающие право сельхозпроизводителей оставаться

неплательщиком НДС, но имеющим право выставлять в счете фактуры цену продажи с

учетом суммы НДС для потребителя сельхозпродукции.

6.7.Внести изменения в нормативно-правовые акты, касающиеся уменьшения тарифов

страховых компаний.

6.8. В целях повышения выплат по страховой пенсии лицам, проработавшим в сельском

хозяйстве не менее 30 лет, внести изменения в статью 17 Федерального закона «О

страховых пенсиях», исключив из пункта 14 слова «на весь период их проживания в

сельской местности».

6.9. У регулировать порядок уплаты пенсионных взносов членов КФХ-юридических лиц

по исключению двойного налогообложения.

VII. Развитие сельских территорий

7.1. Пересмотреть целевые показатели Стратегии устойчивого развития сельских

территорий на период до 2030 года в части увеличения прогнозируемой численности

сельского населения — до 40 млн. человек, восстановления количества сельских

населенных пунктов — до 155 тысяч, увеличения занятости сельского населения — до 80%

за счет стимулирования увеличения количества фермерских хозяйств — до 1,2 млн.

7.2. Рассмотреть вопрос о выделении отдельной строкой средств на развитие сельских

территорий во всех действующих и разрабатываемых федеральных, региональных и

ведомственных целевых программ по образованию, медицинскому обеспечению,

культуре, спорту, дорожному строительству и др. в размере, соответствующем

удельному весу сельского населения.

7.3. Отказаться от принципов подушевого финансирования учреждений

здравоохранения, действующих в сельской местности. Разработать новые стандарты

обеспечения сельских поселений медицинской помощью.

7.4. Увеличить средства из Федерального и региональных дорожных фондов на

строительство автодорог внутреннего пользования в сельской местности.

7.5. Включить в критерии оценки деятельности губернаторов — показатели по динамике

численности сельских жителей, проживающих в субъектах РФ, количества вновь

созданных и возрожденных сельских населенных пунктов, количества субъектов малого

предпринимательства, рост охвата малых форм хозяйствования членством (в процентах)

некоммерческими организациями и сельскохозяйственными потребительскими

кооперативами.

VIII. Задачи фермерских организаций АККОР

8.1. Руководству АККОР совместно с Пенсионным фондом РФ создать рабочую группу

по решению вопросов выпадающего трудового стажа глав КФХ и совершенствованию

уплаты пенсионных взносов членами КФХ, зарегистрированным в качестве

юридических лиц.

8.2. Региональным организациям АККОР всемерно развивать практику

сельскохозяйственной кооперации и интеграции деятельности опорных фермеров с

личными подворьями. Рекомендовать Минсельхозу РФ разработать меры по

господдержке данного направления.

8.3. Поручить аппарату АККОР, региональным организациям в 2016 году провести

анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, субъектов РФ по

выявлению излишних административных барьеров в сельскохозяйственной отрасли.

По результатам проделанной работы подготовить и внести предложения в

соответствующие государственные органы по снижению либо полной отмене

административной нагрузки на малый агробизнес.

8.4. Аппарату АККОР обобщить успешные практики государственной поддержки ЛПХ

в регионах страны и предложить Минсельхозу России, субъектам РФ комплекс мер по

наращиванию производства в данном секторе, повышению товарности через

сельскохозяйственную кооперацию и стимулирование перехода ЛПХ в КФХ.

8.5. Руководству АККОР активизировать работу по участию в специальной программе

президентских грантов по поддержке некоммерческих организаций, работающих в

сельских населенных пунктах и малых городах.

8.6. Региональным организациям подготовить предложения в АККОР и Общественную

палату РФ по оказанию поддержки социально значимых проектов в сельской местности.

8.7. Подготовить предложения в рабочую группу Общественной палаты по разработке

Концепции содействия развитию некоммерческих организаций.

Сопредседатель Съезда В.Н.Плотников

Сопредседатель Съезда В.В.Телегин

Секретарь Съезда М. А. Анисимова

Комментариев нет »

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Leave a comment

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.