Александр Конашенков: Необходима долгосрочная государственная программа по развитию села для каждого региона

В рамках агропромышленной выставки «Золотая осень-2018» в Москве Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) 11 октября провела межрегиональную конференцию по вопросам создания системы поддержки фермеров и развития сельскохозяйственной кооперации.

В обсуждении проблем села помимо членов АККОР приняли участие руководители Минсельхоза России, Росагролизинга, Россельхозбанка, региональных АПК, депутаты Госдумы РФ и представители законодательной власти субъектов Федерации.

Конашенков на конференции АККОР

В своем выступлении на конференции президент Ассоциации «Псковский фермер» Александр Конашенков заострил внимание специалистов на основных ошибках в системе поддержки сельхозпроизводителей и призвал отдать приоритет созданию условий для формирования и развития на селе семейных фермерских хозяйств.

Текст выступления Александра Конашенкова:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

До меня выступающий представитель Минсельхоза сообщил о выделенных на 2019 год 35 млрд рублей на программу развития сельских территорий. Для нашей огромной страны эта сумма просто капля в море. Для настоящего развития сельских территорий необходимы уже не десятки миллиардов, а триллионы рублей.

Для Псковской области (да и всего Северо-Запада России) вопрос развития и сохранения жизни на сельских территориях особенно актуален. Отток населения и естественная смертность за последние 30 лет сделали сельские территории безлюдными, и эти негативные процессы, к сожалению, продолжаются.

Все меры по улучшению ситуации, применяемые в настоящее время, недостаточно эффективны и не дают желаемого результата.

Что делать сегодня и что необходимо предпринять, чтобы сельские территории возродились и стали привлекательными для жизни?

На сегодняшний день мы имеем очередной новый «майский указ» Президента страны от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В рамках этого указа Минсельхозом разработан федеральный проект «Система поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». В эту систему входит и грантовая поддержка КФХ и сельскохозяйственных кооперативов.

У нас уже около восьми лет существует грантовая поддержка КФХ и поддержка кооперативов, но проблему развития села эти меры кардинально не решили. Я уже ранее говорил, что при таком уровне поддержки для развития сельских территорий Псковской области понадобится несколько тысячелетий – при условии что никто не будет уезжать и рождаемость превысит смертность. Сама проблема гораздо глубже, и попытка решить её только с помощью федерального проекта и небольшими деньгами обречена на неуспех. Что мы и наблюдаем сегодня.

К сожалению, за это время мы потеряли главное – целое поколение людей, способных работать и жить на селе. Не каждый может, желает и способен жить в деревне. Чрезвычайно сложно создать условия, при которых уехавшие в город (и особенно молодёжь) вернутся обратно.

Те же гранты, выдаваемые начинающим фермерам, обставлены невыполнимыми условиями. Приведу пример некоторых законодательных глупостей, осложняющих жизнь сельских тружеников и снижающих привлекательность грантов и переход от ЛПХ в КФХ.

  1. Требование о создании рабочих мест в год получения гранта. То есть начинающий фермер ещё не заработал ни копейки, а должен создать рабочие места и платить зарплату. А с чего? Всё это вынуждает придумывать рабочие места с минимальной зарплатой и нести расходы на налоги.
  2. Представьте фермерское хозяйство в глубинке с одним трактором, где нет ни медпункта, ни дорог. Фермер должен выписать себе путевой лист со штампом о прохождении предрейсового осмотра и с подписью механика о техническом состоянии трактора. А на машине иметь тахограф, если ехать необходимо дальше соседнего района.
  3. Никем не подсчитана экономическая составляющая выделяемых на гранты средств. Откуда появились суммы от 1,5 до 3 млн и что на них можно создать?
  4. Отчётность в КФХ ничуть не меньше чем у крупных предприятий.
  5. Сбыт произведённой продукции не гарантирован никем.
  6. Общая неустроенность – как бытовая, так и социальная – и многое другое.

Создавать привлекательные условия жизни на селе – задача в наше время очень сложная и дорогая. Кроме того, дело не только в деньгах, но и в людях, и в перспективах их дальнейшей жизни. Мы давно преодолели ту черту, за которой уже невозможно возродить сельскую жизнь без сверхусилий и сверхзатрат. Пройдёт ещё пять-десять лет, и государство будет давать и десять, и 20 миллионов на развитие семейных хозяйств на селе, только некому будет эти деньги использовать.

Что делать?

Необходима отдельная долгосрочная государственная программа по развитию села для каждого региона. Основой программы должно стать создание условий для жизни на селе и возможности развития производства на основе создания семейных КФХ.

Государство в этой программе должно гарантировать:

  • Сбыт произведённой продукции по ценам, позволяющим хозяйствам развиваться.
  • Субсидии на создание и развитие хозяйств должны позволять создать полноценное хозяйство.
  • Для действующих хозяйств государственные субсидии должны быть просты и понятны. Необходимо оставить несвязанную погектарную поддержку в качестве основной субсидии, но она должна быть существенной (20-30 тыс. рублей на гектар).
  • Упростить до минимума налоговую и прочую отчётность – фермер должен работать.
  • Признать приоритетным для развития сельских территорий создание семейных фермерских хозяйств.
  • Создать инфраструктуру для таких хозяйств (дороги, подключение к свету, газоснабжение, бытовое обустройство).
  • До сих пор фермер не может построить дом на своей земле – разговоры об этом идут уже 30 лет.

И главное для наших верхов: понять, что село – это не обуза для государства. Только благодаря развитию села государство может быть устойчивым к любым потрясениям, а сейчас эту устойчивость мы теряем.

Спасибо за внимание.

Комментариев нет

No comments yet.

RSS feed for comments on this post.

Sorry, the comment form is closed at this time.