ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ. Выступление на 27 съезде фермеров России А.Конашенкова – президента Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Псковской области «Псковский фермер»

Конашенков А.А. Псков АККОРУважаемые коллеги! Я затрону три важных проблемы, осложняющие жизнь крестьян.
Одна из них – поддержка личных подсобных хозяйств. У нас в Псковской области подсобных хозяйств остаётся всё меньше и меньше. Не от хорошей жиз-ни держат селяне ЛПХ. Огромного богатства с него не наживёшь. В нашей облас-ти это способ выживания и возможность хоть как-то поддержать семью.
Наиболее сильный удар по животноводству в ЛПХ и КФХ был нанесён вве-дением положения о забое скота на специализированных бойнях. Боен ещё не было, а продать скот официально стало уже невозможно.
Невозможность законной продажи мяса сразу породила теневой рынок. Наибольшую выгоду получили перекупщики, которые почти задаром скупают скот у населения. Взять, к примеру, даже овец или птицу: их необходимо отвезти на бойню (часто за сотню километров), привезти обратно и только тогда продавать. Стоимость мяса не окупает перевозку и забой, к тому же на всё это уходит уйма времени. И население, для которого скотина была хорошим подспорьем, переста-ёт держать животных.
Среди участников съезда есть депутаты Государственной думы. Не пробо-вали вы кролика или барана отвезти на бойню за 100 километров, забить, запла-тить за забой, привезти опять в районную ветстанцию, затем заклеймить и везти продавать на рынок? А если рынок в областном центре, то и там ветслужба рынка ещё раз проверит. И за всё это нужно платить.
Более изощрённого издевательства не придумать. Дума может легко при-нять любой закон, а позволить крестьянину легально забить барана и продать – выше сил Думы? Это положение необходимо срочно изменить.
Теперь об инвесторах. Кто у нас считается инвестором? Тот, кто смог в го-сударственном банке взять миллиардный кредит, отстроить производство (при этом на одних животных и стройке озолотиться), и на этот миллиардный кредит получать миллиардную субсидию от государства. Земля такому инвестору выде-ляется мгновенно. У нас даже в некоторых районах принята норма: до 70% от об-щего количества земли может такой инвестор иметь.
Инвестор очень выгоден чиновникам для отчёта. Построил за государст-венные деньги мегакомплекс и отчитывайся в Москву о мощном приросте произ-водства. А собственно сельская жизнь остаётся вне поля зрения.
Что получают от прихода инвестора местные жители? Практика показывает, что почти ничего. Даже там, где инвестиции реально работают, крупные предпри-ятия предпочитают возить бригады из сотен гастарбайтеров вместо того, чтобы нанимать местных. В итоге жителям остаётся испорченная экология, банкам – долги и разорённая территория. По нашей области таких примеров достаточно. Для инвестора сельская территория – это всего лишь площадка для бизнеса, ко-торую необходимо освоить несмотря ни на что.
Для собственника, который сам живет на селе, сельское хозяйство – это образ жизни. А инвестор заботится только о собственной прибыли. Об устойчивом развитии сельских территорий в этом случае не может быть и речи.
Какой выход? Во-первых, необходимо законодательно ограничить размер хозяйств (в зависимости от региона) и ограничить поголовье скота, содержащееся на одной ферме. По нашему мнению 100-150 голов КРС оптимально.
В первую очередь необходимо обеспечить землёй и помочь создать собст-венные предприятия местному населению. Для создания таких хозяйств и при-влечения для работы в них в первую очередь молодёжи необходимо кардинально перестроить аграрную политику. Сегодня эта политика поддерживает крупного ин-вестора. Это самый большой враг развития сельских территорий.
Необходимо оставить часть земель в резерве именно для развития фер-мерских хозяйств. Не допустить монополию на землю – не более 10 % в одни ру-ки, а может где и менее.
Необходимо чтобы инвесторами были сами местные жители, которые же-лают работать в сельском хозяйстве. Денег у них нет. Поэтому необходимо искать людей, желающих работать и создавать для них предприятия «под ключ». Далее схема может быть разной: или аренда имущества, или что-то другое, а желающие найдутся. Как показала практика грантовой поддержки, и начинающих фермеров, и семейных ферм, желающих получить гранты и работать, намного больше, чем выделяется грантов. Только эффективность от грантов недостаточная. На выходе грантополучатель должен получить готовое производство и работать, ни на что не оглядываясь. Обязательно в эту работу должны включаться районные власти. Схемы должны быть отработаны и прозрачны. В каждой деревне должна быть ферма, а, может, и несколько, как позволят земельные площади. Чтобы среднего размера хозяйство начало сразу работать, по самым скромным подсчётам, необ-ходимо в зависимости от специализации и размера на старте около 20 миллионов рублей. И соответственно земля. Основное средство производства.
За те миллиарды, что государство тратит на поддержку мегакомплексов, можно было уже открыть тысячи таких ферм. Эти фермы и были бы основой жиз-ни села. Мы бы получили тысячи хозяев, а не единицы, как сейчас. И эти хозяева составили бы тот каркас сельской жизни, который бы сделал сельскохозяйствен-ное производство действительно устойчивым к любым потрясениям. Ведь на ме-гапредприятиях работающим там ничего не принадлежит и держит людей только зарплата. И при любом потрясении все дружно оттуда сбегут. И другой случай, если инвестору прибыли будет недостаточно, то он также вместе с капиталами уйдёт туда, где больше заработает. Такой закон рынка.

Теперь о господдержке. С трибуны прозвучало, что у нас её около 60 видов, а теперь останется 20. Мы считаем, необходимо оставить один вид, а именно – погектарную несвязную, как в большинстве цивилизованных стран. Она должна рассчитываться в зависимости от региона страны (поправочный коэффициент, учитывающий климат, состояние производства, население и т.д.)
Это позволит наполнить данный вид поддержки денежным содержанием, сделать её существенной. Все сельхозпроизводители будут в равных условиях. Выделять деньги на несвязную поддержку необходимо к весенней посевной. Бла-годаря этому, значительно уменьшится зависимость крестьян от банковских кре-дитов. Банки должны конкурировать за право предоставить кредит. Появится до-полнительный стимул для вовлечения земли в севооборот. Мы произвели подсчёт по Псковской области, и получилось около 12 тысяч рублей на гектар. (Можно лег-ко сосчитать по любому региону: поделить все выделенные средства на количест-во используемых гектаров). Необходимо также оставить целевые программы по развитию малых форм хозяйствования на селе (начинающих фермеров и семей-ных ферм), но довести эти программы до совершенства. Чтобы крестьяне, прини-мающие участие в этих программах, получали бы на выходе программы готовое производство. И вся продукция, произведённая на селе, должна быть реализова-на, и государство должно помочь в этом. Тогда эффект будет.
Спасибо за внимание.

Комментариев нет »

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Оставить комментарий

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.