Решения 28 съезда АККОР

 

РЕШЕНИЯ XXVIII СЪЕЗДА АККОР

Изменения и дополнения в Позицию АККОР по актуальным вопросам аграрной политики и развитию семейных фермерских хозяйств

Раздел 1. В связи с выполнением исключить следующие пункты:

1.1. Пункт 1.7. «Освободить сельскохозяйственных товаропроизводителей от уплаты НДС при ввозе на таможенную территорию РФ племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец и коз, семени и эмбрионов указанных племенных животных, племенных лошадей и племенного яйца».

В связи с принятием Федерального закона от 23.06.2016 N 187-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

1.2. Пункт 1.37. «Минсельхозу России совместно с Минтрансом России ускорить работу по отмене требования установки тахографов на транспорт сельскохозяйственных товаропроизводителей».

В связи с принятием Приказа Минтранса России от 28.01.2016 N 16 «О внесении изменений в Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.02.2016 N 41211).

1.3. Пункт 1.41. «Объявить мораторий на осуществление контрольных проверок на 2 года КФХ и других малых форм хозяйствования, регулярно предоставляющих статистические данные по своему хозяйству и отчеты по налогам».

В связи с объявленным мораторием на проведение плановых проверок до 31 декабря 2018 года.

1.4. Пункт 1.43. «В целях повышения доступности кредитных ресурсов разработать механизм предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидированных кредитов по ставке не более 10%».

В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 29.12.2016 г. №1528 о предоставлении льготных кредитов с процентной ставкой не более 5% годовых, с выделением лимита для малых форм хозяйствования не менее 20%.

1.5. Пункт 1.47. «Исключить из перечня лицензирования отходов по навозу и помету микропредприятия с общегодовой выручкой до 120 млн. рублей».

В рамках данного вопроса Минсельхозом России и Минприроды России в регионы направлены разъяснения об отсутствии необходимости лицензирования отходов по навозу и помету, при их применении в деятельности сельхозтоваропроизводителя.

 

Раздел 2. В связи изменением условий, скорректировать следующие положения:

2.1. Абзац 2 преамбулы изложить в новой редакции: «В период с 2010 по 2015 гг. удельный вес малых форм хозяйствования в валовом производстве зерновых и зернобобовых культур составляет 51%, подсолнечника – 59%, сахарной свеклы – 23%, овощей – 89%, картофеля – 93%. В производстве основных продуктов животноводства за этот период удельный вес данного сектора составляет по мясу скота и птицы на убой в живом весе 37%, из них по крупному рогатому скоту – 76%, молока – 64%, яиц – 26%».

2.2. Абзац 3 преамбулы изложить в новой редакции: «Сейчас численность фермерских хозяйств, вместе с индивидуальными предпринимателями, составляет более 210 тыс. крестьянских хозяйств, а также 17 тыс. микропредприятий. Площадь обрабатываемых фермерами земель за последние 10 лет увеличилась в 1,4 раза и составляет более 42 млн. гектаров. Темпы роста производства в фермерском секторе в 1,7 раза выше, чем по отрасли».

2.3. В пункте 1.22. слова «в 2016 году» заменить словами «в 2017 году», в части докапитализации АО «Росагролизинг».

2.4. Пункт 1.34 изложить в новой редакции: «1.34. Внести изменения в Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в части исключения проведения проверок в период посевной и уборочной кампаний в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей. Перенаправить усилия службы по контролю за использованием земли с действующих фермерских хозяйств на собственников земли, не использующих ее по прямому назначению».

2.5. В пункте 1.42 слова «до 2017 года» заменить словами «до 31 декабря 2018 года», в части отсрочки вступления в силу требования об убое скота на специализированных бойнях.

2.6. В абзаце 3-м пункта 2.1. после слов «95%» дополнить словами; «, с учетом возможностей использования сжиженного природного газа – 100%. Исходя, из этих уровней, скорректировать ввод в действие газовых сетей, водопроводов. Обязать региональные власти разработать программы строительства и ввода объектов газового хозяйства с использованием сжиженного природного газа в сельских населенных пунктах, куда сетевой газ не планируется проводить в ближайшие 10 лет».

2.7. В пункте 2.2. слова «27 %, что соответствует удельному весу сельских жителей» заменить словами «30%».

2.8. Пункт 2.5. дополнить предложением: «Внести изменения в Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в части закрепления НДФЛ в число источников доходов местных бюджетов».

2.9. Пункт 2.11 дополнить словами: «, динамику доходов и уровня заработной платы сельских жителей».

2.10. Пункт 3.8 изложить в следующей редакции: «Ускорить принятие проекта федерального закона №1009633-6 «О внесении изменений в статью 394 Налогового кодекса Российской Федерации», в части установления прогрессивного земельного налога на неиспользуемые земли.

2.11. Пункт 5.7. изложить в новой редакции: «5.7. Снизить социальные налоги и распространить понижение тарифов страховых взносов для КФХ, СХПК — плательщиков страховых взносов по наемным работникам на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхования».

2.12. Пункт 5.28. изложить в новой редакции: «5.28. Внести изменения в Правила предоставления субсидий на поддержку начинающего фермера, в части увеличения срока существования фермерского хозяйства с 2 до 3 лет, а также по снятию требования по организации рабочих мест».

2.13. Абзац 5 пункта 9.1. изложить в новой редакции: «— предоставления полномочий АККОР проводить предварительный отбор КФХ и СПоК для участия в программах государственной поддержки».

 

Раздел 3. Дополнить новыми пунктами:

3.1. Дополнить раздел 3 пунктом следующего содержания: «Внести изменения в Земельный кодекс РФ, предусматривающие предоставление в аренду земельных участков из сельскохозяйственных земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности крестьянским фермерским хозяйствам без проведения торгов, а также установление преимущественного права предоставления земельных участков сельхозтоваропроизводителям, работающим в той местности, где этот участок расположен.»

3.2. Дополнить раздел 3 пунктом следующего содержания: «Внести изменения в Постановление Правительства РФ от 16.07.2009 № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», в части ограничения предельного размера арендной платы за использование земельных участков в процентах от кадастровой стоимости с учетом региональных коэффициентов».

3.3. Дополнить раздел 7 пунктом 7.1. следующего содержания: «7.1. Считать основной целью сельскохозяйственной кооперации обеспечение условий для эффективной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей путём их объединения в сельскохозяйственные кооперативы, способные вытеснить коммерческие структуры с рынка сырья, продовольствия и оказания услуг различным формам хозяйствования».

3.4. Дополнить раздел 7 пунктом 7.2. следующего содержания: «7.2. Минсельхозу России рассмотреть вопрос о внесении изменений в правила предоставления грантов сельскохозяйственным потребительским кооперативам (далее – СПоК) в части:

• распространения грантовой поддержки на все направления деятельности и виды сельскохозяйственных кооперативов;

распространения мер поддержки на сельскохозяйственные потребительские кредитные кооперативы как отдельное направление кооперации, решающие проблемы заимствования для малых форм хозяйствования;

• изменения соотношения предоставляемых грантов на развитие материально-технической базы, предусмотрев выделение за счет федерального и регионального бюджетов 80% объема средств и за счет собственных средств получателя – 20%;

увеличения сроков освоения гранта до 24 месяцев;

исключения обязанности по созданию новых рабочих мест, в первый год реализации гранта;

• включения в перечень затрат, финансируемых за счет гранта, расходов на подключение кооперативных объектов к инженерной инфраструктуре, по уплате первоначального взноса по договорам лизинга, строительство или модернизацию подъездных путей к кооперативным объектам;

проведения в регионах общественной экспертизы АККОР и ревизионными союзами по проектам, до их рассмотрения региональной комиссией;

обязательного участия в региональных конкурсных комиссиях представителей ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов».

3.5. Дополнить раздел 7 пунктом 7.3. следующего содержания: «7.3. Минсельхозу России разработать новые стимулирующие механизмы и меры государственной поддержки СПоК, включая:

субсидии на 1 кг приобретенного и переработанного молока и на голову скота, произведенного в КФХ и ЛПХ – членах кооператива, а также на закупку скота;

поддержку вновь создаваемых кооперативов;

государственную поддержку институтов и инфраструктуры развития кооперативной системы, в т.ч. информационно-консультационной сети, специализированных центров подготовки и повышения квалификации кооперативных кадров, Фонда развития сельской кредитной кооперации и других фондов, а также на приобретение программно-аппаратных средств;

создание отраслевой системы гарантирования вкладов населения в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах;

разработку типовых проектов с заключением государственной экспертизы;

субсидирование стоимости организации пунктов искусственного осеменения при СПоК».

3.6. Дополнить раздел 7 пунктом следующего содержания: «Внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части снижения минимальных размеров штрафных санкций к сельскохозяйственным кооперативам и их руководителям; дополнения его правонарушениями, связанными с нарушениями законодательства о сельскохозяйственной кооперации».

3.7. Дополнить раздел 7 пунктом следующего содержания: «Разработать и внести изменения в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», в части уточнения вопросов корпоративного управления, порядка ведения реестра членов и ассоциированных членов сельскохозяйственных кооперативов, реализации и предельных размеров субсидиарной ответственности в потребительских кооперативах, порядка реорганизации и ликвидации кооперативов, установления нормативов финансовой устойчивости сельскохозяйственных кредитных кооперативов, порядка создания ревизионных союзов и их саморегулируемых организации и порядка выхода из них. Внести дополнения в части реализации действенной ответственности ревизионных союзов и их саморегулируемых организаций перед кооперативами и их членами за качество ревизионной, консультационной, экспертной работы и эффективности предупредительно-профилактических действий».

3.8. Дополнить раздел 7 пунктом следующего содержания: «Внести изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 4 статьи 5), пополнив основные направления государственной аграрной политики разделом «8) развитие сельскохозяйственной кооперации всех форм и видов.».

3.9. Дополнить раздел 7 пунктом следующего содержания: «Внести изменения в Федеральный закон от 08.05.1996 № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», исключив из сферы его действия сельскохозяйственные производственные кооперативы».

3.10. Дополнить раздел 7 пунктом следующего содержания: «Рекомендовать региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления обеспечить:

• приоритетность развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

• установление взаимодействия с кооперативными объединениями сельхозтоваропроизводителей с целью решения задач по участию сельскохозяйственных кооперативов в закупках сельхозпродукции и продовольствия социальными организациями муниципальных образований;

• при проведении региональных и муниципальных закупок, формирование лотов на поставку сельскохозяйственной продукции с учетом видов сельскохозяйственной продукции, поставляемой сельскохозяйственными потребительскими кооперативами;

стимулирование перехода ЛПХ в КФХ и объединение в сельскохозяйственные кооперативы;

• подключение кооперативов на льготных условиях к электросетям, газоснабжению, сетям водоснабжения, канализации и другим объектам;

• введение льгот по налогу на имущество сельскохозяйственных потребительских кооперативов».

3.11. Дополнить раздел 7 пунктом следующего содержания: «На постоянной основе информировать и консультировать малые формы хозяйствования о мерах господдержки по развитию сельскохозяйственной кооперации и порядке ее получения. Обращать особое внимание на недопущение необоснованных отказов, затягивания сроков рассмотрения заявок СПоК по выделению земли, подключению к энерго-, водо-, газообеспечению и другим услугам».

3.12. Дополнить раздел 8 пунктом 8.11 следующего содержания: «8.11. В средних общеобразовательных школах ввести программу обучения основам сельскохозяйственной кооперации.».

4. Изменить нумерацию пунктов в соответствии с исключенными и добавленными пунктами.

 

РЕШЕНИЕ XXVIII Съезда АККОР

г. Москва 17 февраля 2017 г.

«О корректировке позиции АККОР по актуальным вопросам аграрной

политики и развитию семейных фермерских хозяйств (нa 2017 год)

 

Заслушав доклад Председателя Совета АККОР В.В.Телегина, выступления

делегатов и участников, Съезд отмечает, что вопросы и проблемы развития АПК, фермерского уклада и сельских территорий в связи существующей экономической и социальной обстановкой постоянно находятся в центре внимания руководящих органов Ассоциации и ее региональных структур.

Съезд отмечает, что за отчетный год ряд пунктов и предложений АККОР,

сформулированных в предыдущих документах, были реализованы или находятся в стадии реализации, что нашло отражение в предлагаемых поправках в Позицию АККОР. Изменения и дополнения, вносимые в Позицию АККОР, учитывaют также вновь возникшие проблемы функционирования фермерского сектора и актуальные вопросы аграрной отрасли на текущий момент, а также предложения съезда сельскохозяйственных кооперативов, прошедшего в ноябре 2016 года.

В соответствии с вышеизложенным,

 СЪЕЗД РЕШИЛ:

1. Утвердить Позицию АККОР на 2017 год с учетом изменений и дополнений

(прилагаются).

Руководящим органам и региональным организациям АККОР строить текущую

работy в соответствии с положениями Позиции АККОР.

Аппарату Ассоциации направить скорректированную Позицию АККОР в

федеральные и региональные органы власти РФ.

4. Руководству Ассоциации и руководителям ее региональных организаций в

постоянном режиме осуществлять, в том числе через СМИ, работy по

информированию структур государственной власти, органов местного

самоуправления и общественности о смысле и характере положений Позиции

АККОР.

5. Включать в повестку общих собраний районных и региональных

организаций вопрос о Позиции АККОР для обсуждения хода ее реализации,

выработки изменений, дополнений и направлять свои предложения в аппарат

АККОР.

Сопредседатели В.Н. Плотников,

                                           В.В. Телегин

Секретарь съезда М.А. Анисимова

 

 

РЕШЕНИЕ ХХVIII Съезда АККОР

17 февраля 2017 г., г. Москва

«О новой редакции Программы-Манифеста АККОР»

Заслушав доклад Председателя Совета АККОР В.В.Телегина, выступления

делегатов и участников, Съезд отмечает, что Программа-Манифест отражает

основные цели деятельности Ассоциации, развития АПК, фермерского уклада и

сельских территорий, которые должны постоянно находиться в центре внимания руководящих органов Ассоциации и ее структур.

Съезд отмечает, что часть положений, выводов действующей редакции

ОСНОВНОГО ПРОГРАММНОГО Документа Ассоциации, утвержденного на ХVII съезде АККОР в ноябре 2005 года, устарели и потеряли актуальность. Поэтому требуется внесение изменений и дополнений в Программу-Манифест.

Подготовка новой редакции Программы-Манифеста велась рабочей группой по

доработке Позиции АККОР и была предварительно рассмотрена Советом

Ассоциации В октябре 201б года. После чего проект документа был разослан в

региональные организации для обобщения и представления замечаний и

предложений, которые учтены в представленном варианте.

 

В соответствии с выше изложенным,

СЪЕЗД РЕШИЛ:

1. Утвердить новую редакцию Программы-Манифеста АККОР с учетом

замечаний и дополнений делегатов Съезда (прилагается).

2. Руководящим органам Ассоциации и региональным организациям строить

текущую рабоry в соответствии с положениrIми новой редакции Программы-

Манифеста АККОР

3. Руководству Ассоциации и руководителям ее регионапьных организаций в

постоянноМ режиме осущестВJUlть, В тоМ числе череЗ сми, рабоry по

информированию структур государственной власти, органов местного

самоуправлениrI и общественности о смысле й характере положений

Программы-Манифеста АККОР.

4. Руководству Ассоциации организовать издание брошюры Программы-

Манифест в новой редакции.

Сопредседатели Съезда В.Н. Плотпиков, В.В. Телегин

Секретарь Съезда М.А. Анисимова

 

РЕШЕНИЕ ХХVПI Съезда АККОР

17 февралtя 2017 г. г. Москва

«О работе руководящих органов АККОР

за период с 12 февраля 201б года по 16 февраля 2017 года»

 

Заслушав и обсудив доклад Президента АККОР В.Н.Плотникова, отчет

ревизионной комиссии за 2016 год и выступления делегатов, участников, а также рассмотрев информацию о проделанной работе за отчетный период, съезд отмечает, что руководящими органами Ассоциации осуществлялась работа по реализации предыдущих съездов и решений выполнению уставных требований в соответствии с Позицией АККОР по актуапьным вопросам аграрной политики и развитию семейных фермерских хозяйств.

продолжалась работа по укреплению членской базы АККОР. В результате ее общая численность выросла более чем на 1200 членов. Наибольший рост численности отмечен в Чеченской, Кабардино-Балкарской, Крымской, Оренбургской, Брянской, Волгоградской, Курганской, Тульской, Челябинской региональных организациях. В состав АККОР принята Ассоциация фермеров и землевладельцев «Севастополь» и Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и организаций агропромышленного комплекса Сибири Респyблики Хакассия.

С 2014 года успешно реализуются совместная с АО «Росагролизинг» программа по предоставлению сельскохозяйственной техники членам АККОР на особых условиях. В прошедшем году освоены 300 млн. рублей, и в программе участвовали фермеры из 28 регионов.

В результате взаимодействия с АО «Россельхозбанк» в 201б году в 16 регионах отмечено увеличение объемов кредитования КФХ, а 14 ассоциаций заключили договоры с банком по программе «уполномоченный».

Выполнено решение 27 съезда АККОР о создании Молодежного клуба и начата

работа по формированию реестра, в который вошли представители 12 региональных организаций.

В рамках Молодежного клуба АККОР в течение года были проведены 5 учебных семинаров по повышению эффективности семейных молочных ферм в Калужской, Вологодской, ТверскоЙ, ЯрославскоЙ и Новосибирской областях. Достигнуты договореенностИ с компаниями-партнерами о предоставлении дополнительных скидок на оборудование, приобретаемое членами Клуба.

По решению Совета АККОР был организован и проведен при поддержке Минсельхоза России, АО «Россельхозбанк», АО «Росагролизинг», научных организаций и бизнес-партнеров конкурс «Лучшая семейная молочная фермa» в четырех номинациях. Ассоциация активно участвовала в подготовке и проведении IV Всероссийского съезда сельскохозяйственных кооперативов, который был организован кооперативным сообществом при действенной поддержке Минсельхоза России. В рамках подготовки к съезду АККОР совместно с Союзом сельских кредитных кооперативов, СРО ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов «Российский Союз Чаянов», РСО «Агроконтроль», проведена серия конференций, включившая межрегиональные конференции приволжского федерального округа в Самаре, а также Южного и Северокавказского федеральных округов в Краснодарском крае.

Важным событием в жизни отрасли и села в 2016 году стала Всероссийская

сельскохозяйственная перепись, в которой представители Ассоциации приняли активное участие как на стадии подготовки, так и в ходе ее проведения.

АККОР отстаивала интересы фермеров во взаимодействии с представителями

власти, общества и бизнеса. При содействии и непосредственном участии руководства Ассоциации были приняты важные решения об утверждении бюджета Государственной программы на 2017 год и фермерским программам, введении льготного кредитования с процентной ставкой не более 5% и установлении квоты для малых форм хозяйствования 20%. Увеличен размер гранта по молочному и мясному направлениям начинающим фермерам с 1,5 до 3 млн. рублей, по семейным животноводческим фермам — с 20,5 до 30

млн.рублей, а также снижена в 2 раза норма создания рабочего места — на каждый 1 млн.рублей вместо 500 тыс.рублей.

Главным итогом общественно-политической работы за rrрошедший год стал рост представительства членов АККОР в выборных органах всех уровней и, в первую очередь, в Государственной Думе ФС РФ. От партии «Единая Россия» в состав Комитета по аграрным вопросам вошли Плотников В.Н., Максимова С.В., Адучиев Б.К. Однако есть нeмапo проблем, которые мешают реализовать потенциал фермерского уклада в полной мере. Среди них несовершенство земельных отношений, недоступность для многих КФХ кредитных ресурсов, трудности с реализацией произведенной продукции и обновлением устаревшей техники, административное давление и многое другое.

Решение перечисленных и других проблем во многом зависит от организационного состояния, численности и влиятельности региональных организаций, объемов оказываемых услуг, информационного обеспечения объемов, ypoвня взаимодействия с органами АПК, инфраструктурными организациями, компаниями-партнерами.

Следует отметить, что ряд региональных организаций имеет недостаточную

численность, низкую исполнительскую дисциплину по уплате членских взносов, неудовлетворительное качество управления ассоциациями.

Остается острой проблема информирования фермеров по актуальным вопросам АПК и деятельности АККОР из-за отсутствия в базе электронной почты адресов 90% членов Ассоциации. Все это снижает эффективность работы и лоббистские возможности АККОР.

СЪЕЗД РЕШИЛ:

1. Признать работу руководящих органов АККОР за отчетный период с февраля 2013 по февраль 2017 года – «удовлетворительной».

2. Утвердить доклад ревизионной комиссии АККОР о доходах и расходах Ассоциации за 2011.б год (прилагается).

3. Утвердигь решение Совета АККОР:

о приеме:

— Ассоциации фермеров и землевладельцев «Севастополь»;

— Ассоциации кростьянских (фермерских) хозяйств и организаций агропромышленного комплекса Сибири Республики Хакассия;

— Ассоциации «Фермеры русского Севера» Архангельской области;

— Ярославского союза крестьянских хозяйств и сельских предпринимателей;

— Астраханской ассоциации сельскохозяйственных товаропроизводителей и иных лиц, деятельность которых связана с сельским хозяйством;

— Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных

кооперативов Тамбовской области.

об исключении:

— Воронежской областной ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и

сельхозкооперативов «Нива»;

— Некоммерческого партнерства «Архангельская региональная ассоциация

крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов»;

— Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных

предприятий Ярославской области;

— Астраханского регионального сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Народный кредит»;

— Тамбовской областной ассоциации «Тамбов-АККОР».

4. Утвердить решение Совета АККОР о дифференцированном размере членских взносов в зависимости от численности региональной организации (прилагается). Ввести новые ставки уплаты взносов с 1 марта 2017 года.

Рекомендовать региональным и районным Ассоциациям:

— организовать работу по обеспечению членов АККОР электронной почтой и внесению данной информации в реестр членов региональной и федеральной АККОР;

— принять активное участие в доработке методических рекомендаций по развитию региональных и районных организаций АККОР;

— усилить рабоry по обобщению и распространению позитивного опыта семейных животноводческих ферм, начинающих фермеров, сельскохозяйственных потребительских кооперативов всех видов и направлений работы, экономически стабильных и социально активных фермеров;

— реализовывать через гранты Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива» социально значимые проекты, направленные на развитие диалога между властью и обществом, развитие и укрепление институтов местного самоуправления, профориентацию молодежи в сельской местности и сохранение народных культурных традиций;

— разработать и принять меры по улучшению менеджмента ассоциаций на районном и регионапьном ypoвняx;

— провести оценку спроса на платные услуги на базе ассоциаций.

аппарату АККОР совместно с региональными организациями и партнерами

разработать комплекс мер по усилению влияния Ассоциации и привлечению новых членов. Аппаратy АККОР и руководству региональных организаций продолжить работy по увеличению числа партнеров, предоставляющих членам Ассоциации льготные условия на приобретение производимой продукции и пользование предоставляемыми услугами.

Сопредседатели съезда В.Н. Плотников,

  В.В. Телегин

Секретарь съезда М.А. Анисимова

 

 

РЕШЕНИЕ ХХVIII Съезда АККОР

г. Москва

«О роли семейных фермерских хозяйств в решении приоритетных

государственных задач — производство продовольствия и развитие сельских

территорий».

Заслушав доклад Президента АККОР В.Н.Плотникова и выступления

участников съезда по данному вопросу, съезд отмечает высокую роль семейных фермерских хозяйств как в росте производства продовольствия, так и в развитии сельских территорий. За последние пять лет фермерский сектор существенно расширилI посевные площади, увеличивая их более чем на 1 млн. га ежегодно, обеспечилI рост производства сельхозпродукции в сопоставимых ценах более чем на З0%. Фермеры показали наивысшие темпы роста в молочном животноводстве и стали единственным сектором, который увеличил поголовье КРС, в том числе коров.

Развитие фермерского уклада способствует сохранению и возрождению

российской деревни, улучшает состояние социальной сферы села, положительно сказывается на демографической ситyации. Только в рамках реалIизации целевых программ по начинающим фермерам, семейным животноводческим фермам и развитию кооперацивов в период 2002-201б гr.

в сельской местности создано более 43 тыс. рабочих мест. Однако есть немалo проблем, имеющих системный характер. Среди них:

— неуреryлированность земельных отношений, что проявляется в увеличении в 2 раза за год судебных дел по земельным вопросам;

— недоступность и снижение объемов государственной поддержки;

— недоступность льготных кредитов;

— рост диспаритета цен;

— административное и финансовое давление;

— трудности с реализацией продукции.

Это приводит к значительному сокращению из года в год численности КФХ.

По данным Роостата, с 2011 года произошло ее снижение с 308 тысяч до 210 тысяч хозяйств. Кроме того, по данным ВНИИ экономики сельского хозяйства, в 2015 году в сельской местности насчитывалось 2 млн. 861 тыс. безработных, что составляет 15,8%, ипи треть их общего количества по стране. Растет численность сельских жителей, находящИхся по уровню денежных доходов за чертой бедности, — за 2015 год данный показатель увеличился на 900 тыс. человек, что привело к повышению ypoвня бедности до 19,5%.

ОПРОС, проведенный АККОР среди фермеров накануне XXVIII съезда по

оценке делового климата и его прогнозу на 2017 год, показывает негативные ожидания среди субъектов местного предпринимательства на селе, что может привести к дальнейшему снижению численности КФХ. отмечается ухудшение ситуации по сбытy сельскохозяйственной продукции (50,4%), обеспечению землей (5З,З%), росту административных требований и барьеров (67,9%). Практически всех фермеров беспокоит рост тарифов естественных монополий и стоимости ГСМ. До 80% фермеров в прогнозе на 2017 год тревожит ухудшение ситуации с обеспечением землей, сбытом и ценами на продукцию, а 96% опрошенных опасаются роста тарифов.

На основании анализа производственной эффективности различных секторов

отечественного АПК и их участия в обеспечении устойчивого развития сельских территорий.

 Съезд отмечает, что основным направлением государственной политики по развитию сельских территорий и повышению уровня жизни сельских жителей должно стать стимулирование развития малого сельского предпринимательства и, в первую очередь, семейных крестьянских (фермерских) хозяйств. На необходимость такого подхода указывает также Президент РФ В.В.Путин, который в сентябре 2016 года на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам поставил четкую задачу — сделать значительный шаг вперед по развитию предпринимательства на селе.

Делегаты съезда считают, что в порядке реализации этой задачи следует

принять приоритетную программу по развитию фермерства, поставив в качестве ориентиров увеличение численности фермерских хозяйств до 1,2 млн.ед. и повышение уровня доходов сельского населения, что позволит восстановить полнокровную жизнь в 100 тысячах малых деревнях и селах, или 60% общей численности сельских населенных пунктов.

СЪЕЗД РЕШИЛ:

1. Принять в 2017 году приоритетную программу развития фермерских хозяйств до 2025 года в соответствии с поручением Президента России, Постановлением правительства N1050 в части реализации стратегических инициатив по развитию малых форм хозяйствования на селе.

2. Выделить государственную поддержку малых форм хозяйствования из единой субсидии в отдельное направление.

Принять несвязанную поддержку на га в качестве основного вида господдержки для сельхозтоваропроизводителей и распространить ее на всю пашню, находящуюся в обработке.

Считать неуреryлированность вопросов в земельных отношениях основным

сдерживающим фактором устойчивого развития фермерского сектора и сельских территорий. Рекомендовать Государственной Думе ФС РФ, Правительству РФ, региональным органам власти решить принципиальные земельные вопросы, касающиеся в частности:

-строительства жилья для членов КФХ на принадлежащих им землях

сельскохозяйственного назначения;

-предоставление земельных участков начинающим фермерам без торгов;

-предоставления преимущественного права на предоставление земельного yчacткa сельскохозяйственным товаропроизводителям, зарегистрированным и

осуществляющим деятельность на территории, где расположен данный участок;

-упрощения процедуры передачи невостребованных земельных паев в

муниципальную собственностъ с целью формирования резервного фонда;

-изменения методики оценки дифференцированного lподхода климатической зоны;

-возобновления возможности выкупной стоимости земельных участков по льготной цене в размере 15% от кадастровой стоимости и ее продления до 31 .12.2018;

— установления ответственности государственных органов за нарушение

принципов определения стоимости аренды земель сельхозназначения, изложенных в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения pазмepa арендной платы за земли, находящиеся в

собственности Российской Федерации».

— необходимости направления в Росреестр протоколов участников общей долевой собственности;

— увеличение решающего кворума на собрание участников общедолевой

собственности с 20% до 50%.

5. Определить АО «Россельхозбанк» и Сбербанк основными операторами по работе с малыми формами хозяйствования в части получения льготных кредитов, так как более 90% кредитов малым формам хозяйствования выдаются через данные финансовые институты.

6. Докапитализировать АО «Росагролизинг» на 10 млрд. рублей как компанию,

предоставляющую сельхозпроизводителям оптимальные условия обновления

сельскохозяйственной техники.

7. Закрыть финансовый институт АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» как неэффективную организацию по развитию малого предпринимательства на селе.

8. Создать фонд поддержки микробизнеса в АПК или задействовать с этой целью фонд «Российский фермер».

9. Принять меры по устранению монопольно завышенной платы за подключение предприятий аграрной отрасли к электро- и газовым сетям, сравнять тарифы на потребление электроэнергии для сельхозпроизводителей с тарифами для сельского населения.

10. Внести изменения в правила Минсельхоза РФ по предоставлению грантов

сельхозкооперативам, распространив |грантовую поддержку на все направления деятельности и виды СПоК, включая сельскохозяйственные кредитные кооперативы.

Разработать новые стимулирующие механизмы господдержки КФХ и ЛПХ через

сельскохозяйственные потребительские кооперативы.

11. Внести изменения в приказ Минсельхоза РФ № 31 8 от 24.07.2015 в части

снижения критериев отбора инвестпроектов:

— по созданию молочных ферм от 100 коров

— по программе развития оптово-распределительных центров до 10000 тонн;

— по производству овощей закрытого грунта до 1,5 га;

12. Разработать и принять федеральную целевую программу по замене РИД

положительного скота на здоровый.

13. Рекомендовать Правительству РФ включить в критерии оценки деятельности глав регионов показатели, связанные с динамикой миграции населения из села в город и созданием новых крестьянских (фермерских) хозяйств.

14. Рекомендовать Правительству РФ выделять средства на развитие сельских

территорий в рамках всех действующих государственных и ведомственных целевых программ (образования, медицинского обеспечения, культуры, дорожного строительства и других) отдельной строкой в размере, соответствующем удельному весу сельских жителей.

15. Рекомендовать Комитетy Государственной Думы по аграрным вопросам усилить работу по разработке и принятию законопроектов, обеспечивающих благоприятный деловой климат для развития субъектов малого предпринимательства на селе, в том числе устранение административных барьеров.

Руководству АККОР, руководителям региональных организаций усилить работy

по взаимодействию с депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации ФС РФ, депутатами законодательных собраний субъектов РФ по вопросам создания благоприятных условий для развития семейных фермерских хозяйств считать для АККОР и ее региональных организаций приоритетным направлением деятельности.

16. АККОР России поддержать позицию фермеров Ставропольского края в судебном процессе по отмене регионального закона об увеличении предельных размеров вновь образованных земельных участков.

Сопредседатели Съезда: В.Н. Плотников,

  В.В. Телегин

Секретарь Съезда М.А. Анисимова

 

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств

и сельскохозяйственных кооперативов России

постановление Совета АККОР

б октября2017 года г. Москва

о членских взносах АККОР

Заслушав и обсудив информацию заместителя директора АККОР

Башмачниковой оО.В., по вопросу уплаты членских взносов

совет постановляет:

1. Утвердить новый порядок уплаты членских взносов в АККОР от

региональных организаций фермерского самоуправления,

диверсифицированный в зависимости от количества членов в

организации.

NN кол-во членов в региональной АККОР Размер оплаты членских взносов

(рублей в год)

1. менее 100                                                                                                   60 000

2. с 101 до 300                                                                                                   80 000

3. с 301 до 600 100 000

4. с 601 до 900                                                                                      125 000

5. с 901 до 1200                                                                                     150 000

6. с 1201 и более                                                                                     175 000

 

2. Утвердить новый размер вступительного членского взноса — 20 000

рублей.

3. Применить новую систему уплаты членских взносов с 1 марта 2017

года.

Председатель Совета АККОР: В.В.Телегин

 

Проект II редакции

Утверждена на XVII съезде АККОР

28 ноября 2005 года

изменения утверждены

на XXVIII съезде АККОР

«____»_______2017 г.

Программа Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России отражает взгляды фермерского сообщества на важнейшие общественно-политические и экономические проблемы прошлого, настоящего и будущего не только аграрного сектора производства, но и всего сельского уклада жизни. Сформулированные в Программе позиции, прогнозы и система ценностей имеют стратегический характер.

 

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ АККОР

1.1. АККОР как система фермерских представительских организаций различных уровней

«Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России — АККОР», созданная в январе 1990 года, является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей на добровольной основе малых и средних частных сельскохозяйственных товаропроизводителей, их организации, объединения и предприятия независимо от их организационно-правовой формы.

С самого начала своего развития, когда благодаря мощной стартовой государственной поддержке Правительства Российской Федерации быстро сформировался многочисленный отряд крестьянских (фермерских) хозяйств, главной целью деятельности Ассоциации стала защита их прав и интересов, координация их предпринимательской деятельности, повышение эффективности нового сектора экономики.

На основе анализа ситуации в сельскохозяйственном производстве и информации из регионов, а также с учетом мирового опыта, АККОР регулярно готовит аналитические материалы и направляет в органы государственной власти конструктивные предложения по корректировке аграрной политики, обосновывая необходимость всемерного развития фермерских хозяйств и других малых форм хозяйствования, ведущихся на семейной основе.

В 2006-2008 гг. АККОР активно поддержала реализацию приоритетного национального проекта «Развитие АПК», одним из основных направлений которого было оказание поддержки малому агробизнесу.

С 2008 года Ассоциация принимала деятельное участие в разработке и выполнении Государственной программы развития сельского хозяйства, отраслевой целевой программы «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы». По Поручениям В.В.Путина по итогам XXII съезда АККОР приняла участие в разработке и реализации программ «Поддержка начинающих фермеров» и «Создание молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», оформлении земли в собственность КФХ.

В настоящее время, когда фермерский сектор прочно утвердился, став важной частью отечественного АПК и серьезной социальной силой, главным предназначением и миссией АККОР, наряду с представительством и защитой интересов действующих крестьянских (фермерских) хозяйств, является активное содействие количественному и качественному росту фермерства, других субъектов малого и среднего агробизнеса в России, занятию им достойного места в экономической и общественно-политической жизни страны.

Разносторонняя и активная деятельность Ассоциации по защите прав и интересов российского крестьянства позволила ей стать главной представительской организацией крестьянских (фермерских) хозяйств России. В состав Ассоциации входят региональные крестьянские союзы и ассоциации, созданные в большинстве субъектов Российской Федерации, которые объединяют фермерские организации районного уровня, а также кооперативные объединения и предприятия фермерской инфраструктуры. Деятельность Ассоциации, ее федеральной и региональных структур способствует общественному и государственному признанию роли и важности малого частного сектора сельскохозяйственного производства в АПК страны.

1.2. Фермерство как важнейший фактор устойчивого развития сельского хозяйства и российского села

Поворот государства к сельскому хозяйству, начавшийся после объявления Президентом России В.В.Путиным осенью 2005 года АПК приоритетной отраслью, принятие национального проекта, реализация госпрограмм по развитию сельского хозяйства, меры по ограничению продовольственного импорта и импортозамещению позитивно сказались на ситуации в сельском хозяйстве. Тем не менее, позитивные перемены пока носят очаговый характер и не обрели нужной и устойчивой динамики. Положение дел в аграрной отрасли в целом и на сельских территориях остается сложным и противоречивым.

С одной стороны, в последние годы наметилось увеличение посевных площадей, ускорился рост производства сельхозпродукции, в частности, зерна, свинины, мяса птицы. Но при этом объемы производства так и не достигли уровня 1990 года. За послереформенные десятилетия серьезно ухудшились социальные показатели села. Только с 2010 по 2015 годы количество сельских школ сократилось более чем на 45%, больниц – более чем на 22%. По уровню оплаты труда аграрный сектор находятся на одном из последних мест. Он лидирует по уровню безработицы и бедности. Продолжается массовый отток сельских жителей в города.

Совокупность экономических и социальных факторов, характеризующих современное состояние сельского хозяйства, свидетельствуют о том, что кризис аграрного сектора экономики не преодолен. Среди его причин чаще всего называется «антикрестьянская направленность экономических реформ», вызвавшая финансово-экономическую дискриминацию деревни и оказавшая разрушительные воздействие на сельское хозяйство. Но она началась не в 90-х годах прошлого века, а имеет длительную историю. Век назад, 9 ноября 1906 года, был принят закон, по которому крестьяне получили право свободного выхода из общины с получением в личную собственность отдельных домохозяйств. Знаменитые реформы Столыпина П.А. позволили к 1 января 1916 года двум миллионам крестьянских семей стать свободными владельцами 14,1 млн. га земли. Эти реформы дали мощный толчок в развитии зернового производства России, которое уже в 1913 году на 28% превышало производство Канады, Америки и Аргентины вместе взятых. Но прошедшие трагические события в истории страны в 1914-1917 гг. и 1918-1921 гг., жестокая политика советского государства в 20-30 годы, когда было уничтожено более 2 млн. «кулаков» и произошла всеобщая коллективизация сельского хозяйства, привели к полной потере класса свободных крестьян. В России были искоренены активные граждане, способные защищать свои интересы политическими, парламентскими и другими способами, и было сформировано политически пассивное и безропотное сельское общество. После установления социализма в России стало некому отстаивать на политическом уровне интересы сельского хозяйства, деревни, крестьян. Также малоэффективной оказалась деятельность в постсоветской Госдуме представителей «аграриев», состоящих, в основном, из руководителей сельхозпредприятий и сельхозорганов власти, т.к. за ними не было класса активных сельских собственников.

АККОР считает, что выход российского сельского хозяйства на путь устойчивого развития и превращение России в ведущую продовольственную державу, восстановление сельского уклада жизни станут возможными только при условии полноценной реализации производственного и социального потенциала свободного крестьянства. Реализация этого курса – есть прямое продолжение аграрных идей Петра Аркадьевича Столыпина и Александра Васильевича Чаянова, теоретическое наследие которых является для АККОР идеологической опорой.

АККОР исходит из того, что никто, лучше крестьян, не знает нужд и чаяний российского села, никто, лучше крестьян, не сможет защищать их интересы и никто, лучше крестьян, не сможет найти решения их проблем. Поэтому делегирование во власть, в федеральные, региональные и местные органы управления, значительного отряда своих представителей и формирование цивилизованного лобби выдвигается в разряд задач первостепенной важности.

АККОР твердо привержена принципам конструктивного сотрудничества с государством в решении всего комплекса вопросов сельского хозяйства и социального обустройства села. Она будет и впредь стремиться к взаимодействию со всеми политическими и общественными силами, действующими в интересах АПК и сельского уклада жизни.

АККОР убеждена, что решение важнейших государственных задач, таких как обеспечение продовольственной безопасности страны, заселение обширных сельских территорий, обеспечение занятости сельских жителей и создание благоприятных условий для их жизни, возможность решения демографических проблем страны за счет сельского населения, напрямую связано с возрождением и широким развитием в России свободного крестьянства как части гражданского общества России, ведущего свою деятельность на основе частной семейной собственности на землю и средства производства. Однако вопрос о развитии фермерства и других форм малого сельского предпринимательства в агропромышленной политике государства многие годы считался второстепенным.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, малые сельскохозяйственные предприятия, индивидуальные предприниматели, а также подсобные хозяйства населения занимают важное место в аграрном комплексе страны. Роль этого сектора в обеспечении продовольственной безопасности страны трудно переоценить. Об этом говорит тот факт, что в период с 2010 по 2015 годы, в совокупности он производит более 60% всей валовой продукции сельского хозяйства.

Наиболее организованной частью этого, крестьянского по своей сути сектора сельского хозяйства являются фермеры. Следует отметить, что их численность является неустойчивой, колеблясь от 308 тысяч до 215 тысяч, что вызвано непоследовательной, противоречивой и нередко дискриминационной политикой государства в отношении фермерских хозяйств. Однако даже в таких неблагоприятных условиях фермерский сектор доказал свою жизнеспособность, и в настоящее время в нем занято около 1 млн.200 тысяч человек, включая членов фермерских хозяйств и наемных работников.

Несмотря на несовершенство земельных отношений и ограниченный доступ фермеров к земельным ресурсам, идет рост посевных площадей в фермерском секторе. За период с 2010 по 2015 годы они увеличились на 126% и составили 21,6 млн.га. Среднегодовой рост — более 1 млн.га в год.

КФХ из года в год увеличивают поголовье скота и наращивают объемы производства как в растениеводстве, так и в животноводстве. За период 2000-2015 годы общий объем производимой ими продукции возрос в 2,5 раза. Темп прироста в этом секторе оказался в несколько раз выше темпов прироста в целом по отрасли.

Крестьянские (фермерские) хозяйства демонстрируют наибольшую устойчивость и динамичность в рыночных условиях. . Крестьянские (фермерские) хозяйства стали высокоэффективной формой ведения сельского хозяйства, в которых, в среднем, рентабельность производства существенно выше, чем в сельхозорганизациях.

Наряду с фермерскими хозяйствами устойчиво работают личные подсобные хозяйства. Значительная их часть, умело воспользовавшись предоставленными государством налоговыми льготами, развились в самостоятельные товарные крестьянские хозяйства, которых насчитывается уже более двух миллионов и которые представляют собой важный резерв фермерского сектора. В условиях, когда в сжатые сроки предстоит резко увеличить производство продовольствия и остановить обезлюдение сельских территорий, возрастает значение ЛПХ как дополнительного или основного источника доходов крестьянских семей и соответственно как важного фактора ослабления миграции сельского населения в города. В связи с этим АККОР считает целесообразным оказывать прямую и опосредованную государственную поддержку ЛПХ в соответствии с ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», включая, в частности, выделение отдельного направления государственной поддержки в рамках Госпрограммы — на поддержку фермеров, осуществляющих процесс интеграции и кооперации ЛПХ в части их производственно-хозяйственного обслуживания. Кроме того необходима разработка механизмов доведения государственной поддержки до ЛПХ через сельскохозяйственные потребительские кооперативы, членами которых они являются.

Однако место сельского частного сектора в реальной жизни российского села не ограничивается только экономической стороной деятельности. Именно на малый и средний, по преимуществу семейный бизнес в настоящее время переходит основная нагрузка по поддержанию и развитию сельских территорий. Фермерские хозяйства создают рабочие места на селе, экономически поддерживают крестьянские подворья, оказывают благотворительную помощь школам, больницам и другим социальным объектам. Развитие личных подсобных хозяйств, их переход в товарные хозяйства обеспечивает самозанятость сельского населения, рост доходов крестьянских семей. Укрепление экономики КФХ и ЛПХ создает уверенность крестьянских семей в завтрашнем дне, что, несомненно, служит основанием для роста рождаемости на селе. Для России с ее громадными пространствами социальная функция крестьянских хозяйств важна уже сегодня, а в будущем она станет определяющей.

В этой связи АККОР выступает против хронической недооценки роли малых форм хозяйствования на селе, что не позволяет реализовать их потенциал и сказывается на темпах роста сельского хозяйства в целом, консервирует социальные проблемы села.

Ассоциация ставит своей целью достижение полноправного включения сектора малого частного сельскохозяйственного производства в сферу государственной аграрной политики. Это является необходимым условием перехода к качественно новому состоянию российского сельского хозяйства и повышению эффективности усилий государства по подъему сельскохозяйственного производства.

Но рассматривая фермерство в качестве важнейшего фактора вывода российского сельского хозяйства на путь устойчивого экономического роста, АККОР понимает, что его значение нельзя абсолютизировать. Мы не предлагаем проводить «сплошную» фермеризацию. Главное, за что мы выступаем, — это устранение причин и факторов, препятствующих развитию семейных ферм, и создание условий для их нормальной деятельности.

Признавая объективную неизбежность многоукладности и существования крупных сельхозформирований, АККОР, тем не менее, не видит глубоких причин и объективных доводов в пользу признания их стратегически лучшими и наиболее перспективными формами ведения сельского хозяйства. Этот вывод основывается на том, что для крупных сельхозпредприятий характерны сложность управления, размытость ответственности за решения и результаты, слабая мотивированность работников, высокий уровень издержек и большая затратность производства, в результате чего многие из них являются нежизнеспособными, становятся банкротами. Поэтому процесс «фермеризации» в России является объективным, и он будет продолжаться.

АККОР не выступает против агрохолдингов и агрофирм. Эта форма агропромышленного бизнеса рождена практикой, базируется на экономических интересах, важных для определенных групп предпринимателей. В то же время мы считаем, что перспективными для России являются не агрохолдинги полного цикла, работающие по принципу «от поля до прилавка», создающие свою собственную сырьевую базу в виде сельхозорганизаций, «привязанных» к ним экономически и организационно-административно, и вытесняюшие малого сельхозтоваропроизводителя, а агрохолдинги неполной интеграции, когда первичный, сырьевой этап сельскохозяйственного производства является самостоятельным бизнес-процессом, реализуемым семейными фермами. В этом плане для России является актуальным зарубежный опыт интеграции фермерских хозяйств в крупный бизнес, которая происходит либо посредством сервисной кооперации, либо посредством «контрактации» – системы четких долгосрочных контрактов на реализацию продукции с переработчиками или закупочными компаниями. Данные контракты предполагают выгодные для фермера условия, а именно – достойные цены, что позволяет производителю вести постоянное или расширенное воспроизводство, а интегратору иметь надёжный источник сельскохозяйственного сырья заданного качества.

Такой путь интеграции в полной мере соответствует учению всемирно признанного российского ученого агроэкономиста А.В.Чаянова, который утверждал, что в сельском хозяйстве нерациональна концентрация и централизация «всего и вся», а целесообразно сочетание деконцентрации производства сырья (работы на земле и с животными) с концентрацией мощностей, труда и капитала на стадиях переработки сельхозсырья и реализации готовой продукции.

Конкретной формой такого компромиссного сочетания двух противоположно направленных принципов (концентрации и деконцентрации) являются также вертикальные обслуживающие сельскохозяйственные потребительские кооперативы крестьянских хозяйств по переработке, снабжению, сбыту и другие. Сегодня такие кооперативы повсюду в мире повышают эффективность фермерских хозяйств. Развиваются они и в России. АККОР считает, что в будущем в российском сельском хозяйстве, как и во всем мире, решающую фундаментообразующую роль будут играть КФХ. Они будут составлять основание агропромышленных систем и комплексов. Не сами по себе агрохолдинги и другие крупные формирования обеспечат вывод российского сельского хозяйства из кризиса и повысят его конкурентоспособность по отношению к зарубежным импортерам продовольствия, а распространение и укрепление частных хозяйств преимущественно семейного типа, производящих сельхозсырье, в сочетании с крупными агропромышленными формированиями, сотрудничающими с КФХ на взаимовыгодных условиях.

Именно семейные фермы в силу их непревзойденной мотивации представляют собой оптимальную форму хозяйствования, поскольку дают наибольший экономический эффект, обеспечивают социальное благополучие села, успешно решают задачи стратегической значимости для государства и общества.

 

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККОР В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

2.1. Основные приоритеты и задачи в экономической сфере

В концентрированном виде и наиболее полно смысл и характер фермерского движения России, его отношение к проводимой аграрной политике и предложения по ее совершенствованию представлены в «Позиции АККОР по актуальным вопросам аграрной политики и развитию семейных фермерских хозяйств», которая принята в 2011 году на XXII съезде АККОР и ежегодно обновляется на съездах по итогам обсуждения на районных и региональных собраниях фермеров. Изменения и дополнения, вносимые в Позицию АККОР, учитывают степень их реализации, а также выявленные и вновь возникшие проблемы функционирования фермерского сектора и актуальные вопросы аграрной отрасли.

АККОР считает, что положительное влияние фермерства на российское сельское хозяйство будет нарастать по мере расширения фермерского сектора. Но этот процесс может идти либо замедленно, в случае неблагоприятных экономических условий для образования и развития КФХ, либо естественно, если будет устранена экономическая дискриминация субъектов малого и среднего агробизнеса.

Ассоциация добивается создания благоприятных условий деятельности сельского бизнеса, выравнивания экономических условий для малого предпринимательства на селе. Это касается в первую очередь обеспечения равного доступа к главному средству производства — земле, к льготному сельскохозяйственному налогообложению, к программам государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей, обеспечению сбыта сельскохозяйственной продукции.

АККОР отмечает, что несовершенство российского законодательства о рыночном обороте земель сельскохозяйственного назначения на практике приводит к обезземеливанию крестьян. В России беспрецедентно для всего мира созданы условия для образования латифундий. Этому способствуют и действия ряда региональных властей, направленные на принятие законодательных норм, фактически запрещающих или затрудняющих доступ к земле фермерским хозяйствам.

 АККОР всегда выступал и выступает за государственное регулирование рынка земли, считает недопустимой ликвидацию права крестьян на земельные доли под любым предлогом и добивается законодательного ограничения латифундизма в России по примеру других развитых стран с рыночной экономикой. В частности, назревшей задачей является создание реестра землевладельцев России с указанием конечных бенефициаров. Государство, продолжая земельную реформу, обязано помочь крестьянам переоформить земельные доли в конкретные земельные участки, в т.ч. путем предоставления для этих целей государственных субсидий и долгосрочных бюджетных ссуд.

АККОР, опираясь на международный опыт, считает, что использование исключительно административных мер регулирования земельного рынка не даст должного эффекта. Мы выступаем за экономические методы и рыночные механизмы движения земельных участков, за концентрацию их в экономически целесообразных размерах в руках эффективных собственников и прежде всего фермеров, за куплю-продажу земельных участков, за земельную ипотеку. Ассоциация будет максимально использовать правовые формы защиты интересов крестьянских семей от произвола и механического (упрощенного) действия «дикого» земельного рынка.

АККОР считает, что в российских условиях действенным экономическим рычагом оптимизации размеров частного землевладения может стать налоговое регулирование и, в частности, налог на землю, ставка которого должна, с одной стороны, обеспечивать развитие хозяйства, а с другой, препятствовать сверхконцентрации земельных ресурсов в одних руках, развитию латифунизма.

В целом же мы убеждены, что прозрачный и понятный механизм налогообложения, в том числе, применение патентной системы, упрощенный режим учета и отчетности, способно существенно улучшить условия хозяйствования КФХ, снять психологическую причину отказа многих товарных подворий от регистрации своих хозяйств как «крестьянских (фермерских) хозяйств».

Перспективным также в этом плане является развитие долгосрочного сотрудничества, реализация совместных программ с бизнес-партнерами АККОР. Заслуживает всемерного использования опыт реализации совместной программы АККОР и АО «Росагролизинг» по обеспечению фермеров-членов АККОР сельхозтехникой на льготных условиях, взаимодействия с АО «Россельхозбанк» по вопросам кредитования малого агробизнеса.

АККОР считает, что для более полной реализации потенциальных возможностей малого предпринимательства в сельском хозяйстве важное значение имеет облегчение их доступа к институтам рыночной инфраструктуры: кредитно- финансовым учреждениям, сетям сбыта продукции, структурам материально-технического снабжения.

В агропромышленной сфере активно развиваются процессы концентрации и укрупнения систем, обслуживающих основное сельскохозяйственное производство: финансовых, перерабатывающих, торговых, сервисных. На этой основе происходит монополизация этих сфер, что является основной причиной углубляющегося диспаритета цен на потребляемые крестьянами ресурсы и на производимое ими сельскохозяйственное сырье.

Дополнительным фактором, усложняющим ситуацию, является присутствие на российских рынках крупных иностранных и международных агропромышленных компаний.

АККОР убеждена, что в таких условиях основным методом защиты от агропромышленных монополий является метод, подтвержденный опытом европейских стран — это создание и развитие фермерской инфраструктуры: фермерских банков и других кредитно-финансовых учреждений кооперативного характера, страховых и лизинговых компаний, сбытовых перерабатывающих потребительских кооперативов.

Кооперирование является эффективным способом усиления малых форм хозяйствования. И в современных условиях высокого развития рыночных экономик и глобализации его значение возрастает. Сельскохозяйственные кооперативные формирования смогут составить конкуренцию коммерческим структурам и вынудят их предлагать крестьянам более мягкие условия сотрудничества. В этой связи скорейшего решения требует вопрос передачи в сельхозпотребкооперативы принадлежащих сейчас государству и муниципалитетам предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции.

АККОР понимает, что в силу ряда экономических и психологических причин естественный процесс кооперации «снизу» будет нуждаться в поддержке, поэтому Ассоциация считает необходимым оказывать всемерное содействие кооперированию малых сельских товаропроизводителей независимо от их категории . В силу неразвитости кооперативных структур сама Ассоциация, будучи построенной по кооперативным принципам, будет предоставлять фермерам и подворьям экономические услуги, в том числе и на платной основе, по нормам, принятым в Ассоциации.

Оказание платных услуг — важное направление экономической деятельности как федеральной, так и региональных структур Ассоциации.

АККОР считает, что необходимым условием эффективности и конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве является также повышение уровня их знаний, их информированности. Решение этой задачи будет во многом зависеть от того, как построена система информационно-консультационного обслуживания КФХ и сельских подворий. Ассоциация будет добиваться создания сети специализированных консультационных служб для работы с субъектами малого агробизнеса на базе районных и региональных органов фермерского самоуправления либо при их участии.

Важнейшее место в деятельности АККОР занимала и будет занимать проблема обеспечения равного доступа КФХ и других субъектов малого агробизнеса к средствам государственной поддержки.

Сельское хозяйство, в силу сезонности производства, имеющихся производственных рисков, а также стремления государства к ограничению цен на продукты питания, проигрывает в конкуренции и рентабельности другим и, прежде всего, сырьевым и торгово-промышленным областям предпринимательской деятельности.

Для усиления конкурентоспособности своих членов Ассоциация будет работать над повышением экономической эффективности производства в семейных формах ведения сельского хозяйства. Это будет достигаться за счет создания условий для рационального сочетания разных направлений деятельности и особенно увеличения удельного веса животноводства, внедрения ресурсо-сберегающих технологий, повышения профессионального уровня фермеров.

Повышение доходности – это вопрос выживания малого агробизнеса. Ключевое значение для его решения имеют реализация произведенной продукции, в том числе путем проведения закупочных интервенций и размещения продовольственного заказа, глубокое кооперирование, погектарное субсидирование и распространение субсидирования на животноводство, совершенствование других форм господдержки.

 Усилиям организаций фермерского самоуправления для создания равных условий конкуренции с зарубежными сельхозтоваропроизводителями и снижения рисков в производственной деятельности российскому сельскому хозяйству, в том числе фермерскому сектору, принципиально необходима государственная поддержка.

 Однако формы и методы государственной поддержки носят преимущественно односторонний характер, что приводит к перераспределению средств поддержки в пользу крупных сельскохозяйственных организаций, поставщиков сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, ГСМ, в пользу кредитно-финансовых учреждений, крупных трейдеров на рынке сельхозпродукции и, в итоге, приводят к удорожанию ресурсов для сельскохозяйственного товаропроизводителя, убыткам и снижению рентабельности его бизнеса. С принятием Госпрограммы развития сельского хозяйства финансирование отрасли значительно выросло, в соответствии с предложениями фермерского сообщества введена несвязанная господдержка на 1 га, увеличивается финансирование фермерских программ. Однако по-прежнему сохраняется распыленность видов и форм господдержки, остаются громоздкими и забюрократизированными механизмы ее доведения до сельхозпроизводителей. В результате большинство из них ее не получает.

Это является причиной того, что цели проводимых мероприятий по государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей достигаются не в полной мере, а сама поддержка оказывается мало эффективной.

На фоне общей недостаточности господдержки всего сельского хозяйства она особенно низка по отношению к малому предпринимательству на селе, в т.ч. КФХ и крестьянским подворьям. При удельном весе продукции этого сектора в валовом сельхозпроизводстве более 60% на него приходится средств господдержки менее 10%. Это обстоятельство позволяет говорить об экономической дискриминации малого агробизнеса.

Фермерское сообщество считает необходимым выделение поддержки малых форм хозяйствования отдельным направлением, предусматривая финансирование данного направления отдельной строкой как в федеральном, так и в региональных бюджетах.

АККОР выступает вместе с другими аграрными общественными организациями за увеличение общего размера государственной поддержки всему сельскому хозяйству, всем его секторам, за открытость и прозрачность механизмов доведения финансовых средств до сельхозтоваропроизводителей. Но при этом Ассоциация будет добиваться применения государством дифференцированного подхода к решению вопросов поддержки и развития малых и крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей с учетом особенностей функционирования малого предпринимательства в сельском хозяйстве.

Ассоциация будет лоббировать государственную финансовую поддержку этого сектора по следующим основным направлениям:

паритетное распространение всех видов поддержки на субъекты малого агробизнеса;

сохранение на федеральном уровне и увеличение финансирования программ господдержки начинающих фермеров и создания семейных ферм разной специализации, а также предоставление государственных гарантий при получении кредитов в коммерческих банках;

увеличение финансирования и расширение направлений поддержки программы развития материально–технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включив в нее комплекс мер государственной поддержки, определенных Концепцией развития кооперации на селе, в том числе такие направления, как развитие, модернизация и расширение базы по хранению, подработке, переработке, сортировке выпускаемой продукции, поддержка кредитных кооперативов;

содействие интеграции фермерских и личных подсобных хозяйств, в том числе через сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

оказание финансовой поддержки созданию и развитию специализированных информационно-консультационных служб, центров для предприятий малого агробизнеса на базе организаций фермерского самоуправления как наиболее знакомых с потребностями сектора, доступных для потребителя консультационных услуг;

отказ от субсидирования процентных ставок и направление выделяемых на эти цели средств на увеличение размера и расширение несвязанных видов господдержки;

консолидация мер государственной несвязанной поддержки, облегчение доступа ее получения малыми формами хозяйствования на селе ;

компенсация фермерам и владельцам личных подсобных хозяйств не менее половины издержек по землеустройству от фактически понесенных затрат, развитие ипотечного кредитования;

делегирование полномочий органов государственного управления саморегулируемым (представительским) организациям на возмездных условиях как механизм снижения административных издержек и повышения эффективности управления;

— устранение административного пресса на малый агробизнес.

Главным в своей деятельности Ассоциация считает активное участие в разработке, законодательном оформлении и реализации государственной аграрной политики, отвечающей интересам российского крестьянства. Акцент должен делаться на развитие сельских территорий, на поддержку малого агробизнеса.

АККОР считает, что государственная поддержка фермерства будет реальной лишь в том случае, если государственные органы будут сотрудничать с фермерскими представительскими организациями как на стадии разработки, так и в ходе реализации программ, предусматривать в них вопросы и процедуры делегирования полномочий органов государственного управления саморегулируемым (представительским) организациям на возмездных условиях.

 

2.2. Основные приоритеты и задачи АККОР в социальной и духовной сферах

АККОР исходит из того, что сельское хозяйство — это не только производство, не только экономика, это особый уклад жизни, своеобразный в различных регионах страны. Уклад, где производство вписывается во многие другие социальные процессы и неотделимо от них. Поэтому мы будем способствовать социальному развитию российского села, будем добиваться нового качества жизни крестьянина.

АККОР убеждена, что в решении социальных проблем села ключевое значение принадлежит фермерству. Его широкое распространение послужит серьезной базой для решения социальных проблем и искоренения ущербности и неустроенности в российской деревне. Многие фермерские хозяйства, являющиеся сегодня по существу деревнеобразующими предприятиями, активно содействуют и будут содействовать решению проблемы занятости трудоспособного сельского населения, росту доходов сельских семей. Развивая свои КФХ, фермеры умножат количество рабочих мест с более высокой заработной платой по сравнению с другими сельскохозяйственными организациями. Расширяя свои посевные площади за счет аренды земельных участков, принадлежащих крестьянам-соседям, КФХ существенно увеличивают арендную плату и на этой основе обеспечивают подворья своих арендодателей кормами, помогают им с реализацией готовой продукции. Это способствует возрождению социального оптимизма крестьян и, на этой основе, возрождению населения российских хуторов, деревень, сел.

 АККОР считает, что высокая острота социальных проблем современного села является итогом длительной антикрестьянской государственной политики. Ее главный итог – это демографичнская деградация сельского населения. Сложившиеся сегодня негативные условия жизни и работы на селе порождают стремление значительной части сельского населения покинуть родные места. Смертность сельского населения в России на четверть выше, чем городского. Молодежь бежит из села. Только один из десяти молодых специалистов, окончивших сельскохозяйственный ВУЗ, возвращается в сельскую местность. Самый высокий уровень безработицы – в деревне. Невостребованность, бесперспективность сельского труда и уклада жизни ведет к росту пьянства, преступности, и т.д. Отсутствие системы защиты сельского населения от различных рисков, сопровождающих жизнь на селе, социальных гарантий формирует у сельчан чувство неуверенности в своем будущем.

АККОР вместе с другими общественными объединениями крестьян будет добиваться преодоления вековой отсталости российского села в обеспечении жизненной инфраструктурой. Сельские жители намного хуже горожан обеспечены социальными услугами, больницами, детскими учреждениями, школами, культурными учреждениями, спортивными сооружениями, телекоммуникациями, коммунальными услугами и многим другим.

АККОР будет добиваться создания целостной системы социальной защиты сельчан, основанной на рыночных механизмах социальной помощи и добровольном социальном страховании. Условия социальной защиты сельского населения должны быть выше уровня аналогичных услуг в городе, так как система социальной защиты выполняет не только социальные функции, но и является одним из факторов, стимулирующих приток молодежи в сельскую экономику. Ассоциация будет активно участвовать в реализации негосударственной социальной политики в сельских территориях, ориентированной на городские стандарты качества жизни. Через членов ассоциации как работодателей будут внедряться программы «социального пакета», включающие страхование, негосударственное пенсионное обеспечение работников, снижение рисков и последствий несчастных случаев на производстве, травматизма, профзаболеваний, содействие развитию жилищного ипотечного кредитования, оплата обучения, профессиональных тренингов и др.

Ассоциация приветствует принятую в 2015 году Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года и заявляет о своей готовности принять самое активное участие в ее реализации.

АККОР будет развивать и совершенствовать социальное партнерство с политическими, общественными и религиозными организациями РФ и в первую очередь с профсоюзом работников АПК по достижению достойной оплаты труда сельских тружеников, как основному средству борьбы с бедностью.

Рост количества крестьянских (фермерских) хозяйств и товарных крестьянских подворий будет стимулировать развитие других форм сельского предпринимательства, непосредственно не связанных с сельскохозяйственным производством, таких как строительство, переработка сельхозпродукции, торговля и обслуживание сельского населения, в т.ч. на кооперативной основе. Таким образом, будут создаваться новые источники пополнения местных бюджетов, основная часть средств которых направляется на решение социальных проблем села.

Ассоциация считает важнейшим направлением своей работы в духовной сфере активное формирование общественного мнения о российском крестьянстве как носителе российских национальных культурно-исторических традиций и нравственных норм. В этих целях следует всемерно использовать возможности интернета, в частности, продвижение портала АККОР, создание и продвижение сайтов его региональных организаций. Учитывая значимость традиционных СМИ, АККОР и далее будет использовать все свои возможности для увеличения радио и телепрограмм по сельской тематике, содействия выходу в медиапространство лучших российских фермеров, активистов фермерского движения. Перспективными формами поддержки литературного, художественного, публицистического и других видов творчества, способствующих возрождению российской деревни, пропагандирующих крестьянский труд и уклад жизни АККОР рассматривает собственную издательскую деятельность, содействие авторам в получении грантовой поддержки и проведение творческих конкурсов.

АККОР будет активно участвовать в разработке и реализации федеральных и региональных программ социально- экономического развития сельской экономики и сельских территорий, вносить свои предложения по развитию социальной инфраструктуры села, транспортных и коммуникационных систем, газификации и электрификации крестьянских (фермерских) хозяйств; внедрению системы социальной защиты фермеров и членов их семей, включающей медицинское и пенсионное страхование, страхование жизни от несчастных случаев, другие мероприятия.

Ассоциация совместно с казачьими обществами и другими общественными сельскими объединениями будет целенаправленно работать над созданием и повышением положительного имиджа российского крестьянина, российского казачества, престижа сельского труда и уклада жизни, над восстановлением и продолжением крестьянских народных традиций, промыслов, краеведчества, воспитанием молодых людей и подрастающего поколения.

Эффективная работа в сельской местности и прежде всего среди женской части сельского населения общественной организации Движение сельских женщин, являющегося коллективным членом АККОР, по пропаганде фермерских идей и укреплению влияния АККОР убеждает в необходимости всемерного развития фермерской молодежной организации в целях усиления работы среди сельской молодежи.

С созданием в 2015 году Клуба молочных семейных ферм начата работа по организации в рамках АККОР структур по обобщению в фермерском секторе передового опыта в производстве отдельных видов продукции, анализу проблем и выработке предложений по развитию соответствующих подотраслей, представлению позиции фермеров и других МФХ, входящих в АККОР, перед государственными органами и бизнес-структурами, установлению сотрудничества с союзами и ассоциациями, отстаивающими интересы производителей.

 

2.3. Основные приоритеты и задачи АККОР в общественно-политической сфере

АККОР является общественной представительской организацией. Но для реализации своей миссии и достижения целей она использует определенные политические методы работы. На новом этапе развития фермерского движения, когда на первое место выдвигается задача убеждения общества и власти в необходимости расширения фермерства, усиления роли семейных форм ведения сельского хозяйства, Ассоциация осознает необходимость усиления, нарастания общественно-политической составляющей в своей деятельности и будет исходить из основного принципа, что АККОР будет политически активна в достижении поставленных целей в интересах своих членов.

Ассоциация исходит из того, что она, прежде всего, элемент гражданского общества, институт воздействия на власть в интересах всех субъектов малого и среднего сельского частного предпринимательства. Поэтому главной функцией Ассоциации на ближайшую перспективу является лоббирование законов и правительственных решений на всех уровнях государственной власти в интересах этого сектора экономики страны.

Реализовывать эту функцию Ассоциация будет через выдвижение своих представителей во власть, через свои партнерские связи, которые предстоит расширить, конкретизировать и отладить. Прежде всего, активизировать взаимодействие с родственными объединениями частных сельских предпринимателей, занимающимися сельским кредитованием, переработкой и сбытом продукции для малых и средних товаропроизводителей. Ассоциация будет стремиться к тесному сотрудничеству с Союзом сельских кредитных кооперативов, Союзом сельских потребительских кооперативов, с Ассоциацией крестьянских страховых компаний, с объединениями информационно-консультационных служб, ставя своей целью образование Федерации фермерских и предпринимательских организаций малого и среднего агробизнеса России.

Ассоциация будет укреплять сотрудничество с другими общественными организациями аграрного направления по вопросам защиты интересов сельхозтоваропроизводителей, с Профсоюзом работников АПК России, Агропромсоюзом, с Центросоюзом .

Ассоциация намерена продолжать активное сотрудничество с общественными организациями не аграрного направления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, с Объединением предпринимательских организаций России (ОПОРа), с Торгово-Промышленной Палатой России (ТПП).

Для решения проблем своих членов Ассоциация будет сотрудничать с политическими партиями и общественно-политическими движениями с центристской и правой политической направленностью.

АККОР будет использовать все доступные возможности для информирования Президента страны и президентской администрации о состоянии и проблемах развития малого предпринимательства на селе.

В полной мере будет задействован и такой канал работы, как взаимодействие с институтом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Дополнительные возможности для отстаивания интересов крестьянства дает участие АККОР в деятельности Общероссийского Народного фронта.

Включение представителей АККОР в состав Общественной палаты Российской Федерации и региональных общественных палат отражает не только возросший авторитет фермерского движения, но и позволяет повысить эффективность работы по улучшению условий функционирования фермерского сектора.

Члены Ассоциации будут выполнять свой гражданский долг по экономическому, социальному, духовному возрождению села и защите интересов российского крестьянства и будут добиваться формирования и реализации такой политической воли от органов государственной власти.

 

 

 

3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АККОР В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Ассоциация считает, что успешное решение стоящих перед ней задач укрепление политического авторитета организации возможны только на базе экономической и организационной самостоятельности.

Ассоциация ставит своей целью дальнейшую демократизацию управления организацией: повышение роли учредителей и их активное участие в деятельности ассоциации должны стать важнейшим условием ее работы.

Принцип сменяемости руководства, представительных и исполнительных органов Ассоциации, должен стать жесткой уставной нормой, так же как и альтернативность кандидатур при выборах, и договорные отношения между учредителями и наемными работниками.

Ассоциация будет последовательно проводить преобразования в структуре организации, переходя к принципам некоммерческого партнерства, предусматривающим прямое членство в организации, при котором каждый член местной ассоциации является полноправным членом региональной и федеральной организаций.

Ассоциация будет стремиться к возрождению или созданию фермерских организаций самоуправления в каждом регионе и в каждом административном районе.

В целях упорядочения структуры и членства Ассоциация планирует проведение перерегистрации членов, налаживание персонального учета своих членов на всех уровнях, создание полной базы данных членов АККОР и всего сектора малого предпринимательства.

Ассоциация считает необходимым проведение реформ в вопросах финансирования деятельности организации. Источниками увеличения финансирования деятельности должны стать рост численности членов Ассоциации за счет расширения членской базы и изменения порядка уплаты членских взносов с применением экономических дифференцированных критериев при определении их величины, а также развитие системы оказания платных услуг своим членам.

АККОР будет добиваться предоставления ей возможности выполнения определенных государственных функций и работ на возмездной основе.

 Структура аппарата должна отвечать направлениям деятельности Ассоциации в данный период, должно быть исключено дублирование функций, установлена четкая ответственность за результаты деятельности на каждом конкретном направлении работы.

 

 

* * *

 

          Мы объединились и трудимся во имя возрождения современного фермерства, ради благополучия села и сельского хозяйства России, взяв на себя роль поборника и рупора интересов, чаяний и нужд сельского населения.

              Наша Ассоциация объединяет различные точки зрения и позиции крестьян различных регионов страны и выступает в роли конструктивного партнера власти и общества.

              В нас живет душа крестьянина и ум предпринимателя. Наши фермеры отличаются самостоятельностью в хозяйственной деятельности и ответственным отношением к земле и природе, приверженностью своей семье, собственному хозяйству, фермерской идее. Мы стремимся обеспечить российских граждан натуральными, экологически чистыми, доступными продуктами питания.

              Мы выступаем за то, чтобы наша страна полноценно использовала свои огромные ресурсы, укрепляла саму основу своего благополучия и могущества – конкурентоспособное сельское хозяйство и производство продовольствия, улучшала условия жизни сельских жителей и всего населения.

          Достичь этого возможно прежде всего развивая семейную ферму, в которой соединены собственность, огромная мотивация к сельскохозяйственному труду и предприимчивость, преемственность поколений, ответственность за будущее своего хозяйства и своей семьи, за жизнь родного села, за судьбу всей нашей страны.

 

 

 

Комментариев нет

Комментариев нет.

RSS-лента комментариев к этой записи.

Извините, обсуждение на данный момент закрыто.