"Лучшие люди в плане гармонии —  это фермеры"

 

Почётный президент АККОР  Башмачников В.Ф.

60fermer-3

Что такое АККОР?

АККОР – это сокращённое название (аббревиатура) всероссийского общественного объединения фермеров, составленное из начальных букв основных понятий, раскрывающих суть этой организации.

А – ассоциация, К – крестьянских хозяйств, К О – кооперативов, Р – России.

Ассоциация вообще – это добровольное демократически построенное самоуправляемое объединение самостоятельных физических лиц или групп людей. АККОР является добровольным объединением самостоятельных фермерских хозяйств. Это большая всероссийская пирамидально построенная некоммерческая и не государственная, а общественная организация. Она состоит из нескольких уровней . На первом, нижнем уровне конкретные фермерские хозяйства (по желанию) образуют и регистрируют первичную ассоциацию на уровне поселения или муниципального района. В России таких «первичек» или «районок» сегодня имеется около пятисот. Районки объединяются в региональные ассоциации ( республиканские, краевые или областные). Таких в стране 70. А они образовали единую общероссийскую ассоциацию - АККОР. Сложилась на добровольных демократических началах пирамидальная структура –система. Каждый отдельный фермер, добровольно вступивший в низовую (первичную) или в региональную фермерскую ассоциацию, автоматически становится полноправным членом всего всероссийского фермерского объединения АККОР. Он – АККОРОВЕЦ ! Других подобных фермерских объединений у нас пока нет. Но возможно будут, когда станет больше фермеров в стране.

Кто и когда создал АККОР. Наша АККОР возникла, можно сказать, с появлением первых самостоятельных семейных крестьянских хозяйств. Сначала возникла инициативная группа из четырёх известных в стране учёных, участвовавших в разработке реформы по фермерскому направлению ( мне довелось быть членом той инициативной группы), пяти фермеров первопроходцев и двух журналистов. Эта группа сначала собрала первую «сходку» фермеров по объявлению во всероссийской газете. Приехали сто пятьдесят добровольцев из разных областей страны. Обсудили, как началась работа и жизнь первых фермерских семей. Трудностей выявилось много, доброжелателей мало, а противников – почти на каждом шагу. Решили Нужна общественная организация, что - то вроде фермерского профсоюза. Все участники этой «сходки» стали инициаторами и организаторами учредительного съезда. В январе 1990 года прошёл бурный первый съезд. В его работе приняли участие представители уже 57 регионов России - все фермеры. Подчеркну, что чиновники в подборе людей на съезд не участвовали. Только фермеры – добровольцы. Конечно, в каждой области и республике нашлись активисты, которые подготовили поездку крестьян единоличников в столицу на учреждение своего фермерского «профсоюза», своей общественной защитницы и помощницы. Ехали все участники съезда на свои «кровные».( Кстати, так было и на все последующие тридцать всероссийских фермерских съездов.) Учредительный съезд принял устав организации, утвердил основные направления деятельности – активности. В решениях был написан огромный список наказов для центрального штаба АККОР. Но условились и о том, что должны делать региональные и первичные организации.

Что полезного для фермеров сделали фермерские ассоциации системы АККОР? Весь тридцатилетний период существования фермерства в России и деятельности АККОР можно условно разбить на три этапа. Первый этап – это первая пятилетка девяностых годов. То был плодотворный, но короткий отрезок времени. 1) Активисты ассоциации , в том числе экономисты и юристы из Московского госуниверситета им. М.Ломоносова разработали проект первого закона о крестьянском(фермерском) хозяйстве, который был доработан и принят Верхоным советом РСФСР. По нему были созданы и работали более 250тысяч российских фермеров «первой волны». 2) Ассоциации всех уровней активно участвовали вместе с Российским Госкомитетом по земельной реформе в работе по наделению начинающих фермеров землёй. 3) Второй съезд АККОР смог убедить правительство Ивана Силаева разрешить АККОР активно участвовать в доведении первой солидной стартовой денежной поддержки начинающих фермеров до адресатов. Такое высокое доверие фермерские ассоциации смогли оправдать – средства дошли до адресатов без коррупции и хищений. 4) много внимания уделялось укреплению авторитета фермеров среди населения, где ещё сильным было предубеждение, что фермеры – это те же кулаки - мироеды. Полезную роль в решении этой задачи играли фермерские ярмарки. Была флагманская Ярмарка в Питере на Васильевском острове. Число посетителей покупателей фермерской продукции из разных регионов доходило до миллиона за пять дней. 5) начинали строить фермерскую инфраструктуру – создавали кредитные кооперативы, фермерские страховые компании, делали первые пробы по организации переработки фермерской продукции.

Второй этап - это вторая половина девяностых годов и первое десятилетие нового века. Этот период в жизни фермерства и в работе ассоциации пришелся на глубокий экономический кризис, последовавший за распадом СССР и образованием Российской Федерации с истощённой казной. Новая российская власть на первых порах не смогла или не захотела продолжать политику советской РСФСР по развитию фермерства. Её фаворитом стали крупные индустриально организованные животноводческие комплексы и агрохолдинги. У фермерства и АККОР были отняты почти все «завоевания» короткого периода успешного старта. Из госбюджета была вычеркнута отдельная строка по поддержке начинающих фермеров и потребительских кооперативов. Были сильно усложнены порядки регистрации фермерских хозяйств и наделения их землёй. Даже была отобрана площадка для проведения ежегодной всероссийской фермерской ярмарки в Санкт Петербурге. Были практически экономически задушены первенцы фермерской инфраструктуры - десятки региональных кредитных кооперативов и фермерских страховых компаний. В изменившихся условиях некоторые местные и региональные ассоциации растерялись и даже закрылись.

Однако большинство ассоциаций смогли скорректировать содержание своей работы и выжить. Стали вести юридические консультации, помогать фермерам вести бухучёт и оформлять отчётность. За это и другую полезную прямую помощь фермеры платили специалистам ассоциаций членские взносы. Но в эти тяжёлые годы в стране фермерский сектор уменьшился. Около ста тысяч малых фермерских хозяйств вернулись в статус личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Центральный штаб АККОР сохранился благодаря финансовой поддержке 20 – 30 крепких региональных ассоциаций , таких как краснодарская, алтайская, волгоградская, татарстанская, оренбургская и другие. Но количество сотрудников сократилось до 10 -12 человек. Сотрудники центрального штаба продолжали, можно сказать, биться за фермерские квоты в получении льготных кредитов, техники по программе льготного лизинга. И в эти годы почти в каждом регионе проводились съезды – собрания фермеров, на которых присутствовали союзники

фермеров из политических партий , из торгово-промышленных палат и др. В Москве тоже ежегодно поводились всероссийские съезды фермеров членов АККОР, на которых были вынуждены присутствовать заместители министра сельского хозяйства, выслушивать фермеров, посланцев разных регионов. Делегаты съездов ярко с фактами говорили о проблемах сельских местностей и о своих производственных продвижениях. А им было о чём позитивном рассказывать. Ежегодные приросты в производстве продукции в фермерском секторе были все тяжёлые годы больше, чем в среднем по сельскому хозяйству страны. На съездах мы неизменно старались убедить присутствующих персон от власти в ошибочности их пренебрежения к более полному использованию фермерского потенциала. Такой диалог вести с недружественными властями было нелегко, иногда даже психологически изнурительно. Но он всё-таки приносил пользу. Права пословица, что «Вода камень точит». Неяркая, но последовательная работа во втором периоде подготовили третий период,

Третий период в развитии фермерства и в работе АККОР начался недавно три –четыре года назад. Для него характерно, что власть, государство, не отказываясь от рынка и капитализма, всё-таки решает взять под реальные регулирование и контроль госорганов многие вопросы развития страны. И в перечень таких вопросов ныне включается «сохранение и развитие российского села». Предыдущие годы показали., что вливание больших бюджетных финансов в животноводческие гиганты - свинокомплексы, птицеграды и мегафермы даёт лишь однобокую пользу. Продукции животноводства на прилавках стало почти достаточно. Продовольственную независимость эти сельхозгиганты помогли спасти. Правда, очень дорогой ценой. Но парадокс заключается в том, что огромные деньги не осели в сельской местности. Не повысили уровень жизни селян, не приостановили миграцию селян в города. А между тем, мировой опыт, да и российский пусть не широкий нынешний опыт убедительно говорят, что фермерские хозяйства являются надёжными гарантами жизнеспособности малых сёл, деревень и хуторов. Такое осознание уже приходит к руководителям верхних инстанций. В Госпрограмме развития сельской местности об этом пусть вскользь, но уже сказано.

В соответствии с таким осознанием государство всё серьёзнее начинает заниматься специальными программами по развитию фермерства. Это - грантовая форма поддержки начинающих фермеров, семейных животноводческих ферм на базе КФХ, а также потребительских кооперативов, создаваемых самостоятельными крестьянскими хозяйствами. Здесь я подчеркну, что предложения по таким программам были подготовлены аккоровцами ещё пять лет назад. С трудом тогда удалось убедить чиновников принять эти предложения хотя бы на пробу. Минсельхоз Р.Ф. попробовал и убедился, что АККОР сделал дельные предложения. А сейчас Министерские работники готовы расширять финансирование этих программ. Сейчас в конкурсные комиссии по грантам на эти программы в большинстве регионов включают представителей фермерских ассоциаций. Это для того чтобы меньше было кумовства и коррупции при распределении грантовой поддержки. И ещё одно знамение времени – Россельхозбанк и Государсвенная лизинговая компания расширяют своё обслуживание фермерских хозяйств. Но они побаиваются ошибиться в заёмщиках и не получить возврата кредитов .Поэтому они решили подстраховаться и запрашивают рекомендации от региональных ассоциаций. И здесь отмечу, что порядок оформления таких аккоровских рекомендаций разработан вместе сотрудниками этих финансовых организаций и АККОР. Словом укрепляется осознание необходимости количественного расширения фермерства, а вместе с этим укрепляется авторитет АККОР, представительской фермерской организации. Это сотрудничество уже начинает давать заметные результаты. Так за 2020

год общее количество фермерских хозяйств, оформленных по разному (КФХ, ИП, Глава Крестьянского хозяйства) в стране увеличилось почти на 17 000, Прибавка небольшая – меньше пяти процентов . Но положительное движение пошло.

И в заключение моего рассказа об АККОР выскажу одно, на мой взгляд, важное замечание. На каждом из трёх этапов люди ассоциации системы АККОР старались делать и реально делали что – то полезное для членов организации. Ведь если бы они только воздух пинали, то фермеры не платили бы членские взносы и АККОР давно бы умерла как десятки разных общественных организаций (партий, союзов и др.) Ведь государство за тридцать с лишним лет не дало на жизнь АККОР ни одного ломаного гроша. Но на всех трёх этапах в работе и во всех ассоциациях системы АККОР были сбои, недоработки. Поэтому в рядах членов АККОР всегда было немало недовольных. Успехи и промахи в региональных ассоциациях распределялись неравномерно. Есть в системе АККОР около 20 успешных ассоциаций. Но есть около десяти еле живых. Разница от многих причин. Слабые ассоциации чаще там, где местная власть в упор не видит фермерское самоуправление. А другая частая причина – это пассивность самих членов ассоциаций, отсутствие толковых лидеров. Я за все годы моей тесной связи с АККОР убедился, уверовал в то, что без активного взаимодействия большинство фермеров будут прозябать. Поэтому берегите и укрепляйте фермерскую ассоциацию – АККОР – вашу защитницу и помощницу.

Почётный президент АККОР В.Ф. Башмачников